Zombies are back: «Ходячие мертвецы» как энциклопедия фобий современного человека

12 октября начался пятый сезон «Ходячих мертвецов» — одного из самых популярных драматических сериалов на свете. А по понедельникам можно смотреть новые эпизоды на русской версии канала FOX в 22:00. «Модный» рассказывает о новом сезоне и объясняет, что заставляет десятки миллионов взрослых людей по всему миру каждые полгода по 16 часов наблюдать за тем, как полтора десятка человек пытаются выжить в мире, погрузившемся в зомби-апокалипсис. 

 

Премьеру пятого сезона «Ходячих мертвецов» вечером 12 октября в США посмотрело рекордные 17.3 миллиона человек, плюс еще пять миллионов на сайте, плюс еще сколько-то миллионов через торренты по всему миру. Цифры небывалые даже для кабельного титана AMC с его «Безумцами» и «Во все тяжкие», рейтинги которых за четыре года так и не смогли подобраться к жестокому сериалу про выживание во время зомби-апокалипсиса. Хотя, казалось бы, тему с ходячими мертвецами в современной массовой культуре можно было смело закрыть еще в прошлом году, после приятной, но совсем необязательной «Войной миров Z» с Брэдом Питтом. После этого о «зомби-ревайвле» продолжили говорить разве что самые упертые адепты жанра. Однако сериал AMC по-прежнему стабильно собирает у экранов миллионы людей по всему миру.

Все началось чуть больше десяти лет назад. Робер Киркман, на тот момент время от времени рисовавший для Marvel, после просмотра определенного количества фильмов про зомби, где его всегда привлекала непосредственно история выживания людей в непредвиденных обстоятельства, начал задаваться вопросом: а что происходит после того, как несколько выживших персонажей перед титрами уходят в рассвет? «Мне казалось, что это только начало истории», — рассказал Киркман в 2013 году The Rolling Stone.
 

Начать свою историю с того момента,
где остальные истории про зомби заканчивались,
он решил в 2003 году, когда нарисовал первый выпуск
комикса «The Walking Dead».
 

Позаимствовав исходные параметры из классических фильмов Ромеро (зомби передают вирус живым через укус, убить их можно только в голову, передвигаются медленно), Киркман, избавленный форматом комикса от каких-либо временных ограничений, углубился в подробности выживания небольшой группы довольно обычных людей под предводительством полицейского из пригорода Атланты Рика Граймса.

Все это достаточно быстро превратило комикс Киркмана в независимый хит. С 2005 года реализацией его истории в формате телесериала заинтересовался Фрэнк Дарабонт — режиссер «Зеленой мили» и «Побега из Шоушенка», имевший, впрочем, в фильмографии зомби-хоррор «Погребенный заживо».

 

«Он понимал комикс, — расскажет Киркман после, — 
Он не был про жестокость или пугающих зомби,
но был реалистичной историей выживания людей».
 

До выхода «Железного человека» оставалось еще три года, поэтому каналы особенного интереса к экранизации не самого популярного комикса на неочевидную тему не проявили. Только в 2009 году, заручившись поддержкой продюсера Роджера Кормана, пилотную серию согласился профинансировать телеканал AMC.

Дарабонт, отточивший свой визуальный стиль до совершенства за два года до этого в фильме «Мгла», лично снял первую серию, которая вышла на экраны в Хэллоуин 2010 года. На выходе получилась обстоятельная, как дубовый стол, часовая экшн-драма, безошибочно попадающая во все целевые аудитории разом. Кому-то постарше могла приглядеться история взаимоотношений персонажей, кому-то помладше — зашкаливающая остросюжетность.
 

В результате первую серию
посмотрело порядка шести миллионов человек,
что на тот момент было больше,
чем у любого сериала AMC.
 

Ничего не предвещало беды, но через шесть серий первого сезона руководство канала уволило Дарабонта, успевшего прослыть своей неуступчивостью в финансовых вопросах. Большой студии, как в случае с другими авторскими сериалами AMC, за ним не стояло, поэтому никакого сопротивления этому оказать не удалось. Актеры анонимно жаловались, что никак изменить ситуацию они не могут — это же сериал про зомби, убить их персонажей тут не составит особого труда. Тем не менее, собранный Дарабонтом от начала и до конца сериал уже несся на полном ходу, поэтому смена шоураннера никак не повлияла ни на качество шоу, ни на рейтинги, которые только продолжали расти.

Получившаяся в результате конструкция поражает даже не столько неуместным, казалось бы, сочетанием человеческой драмы с одной стороны и буйным экшном про убийство зомби с другой, но тем, насколько часто она проходится по болевым точкам современного общества. Сериал последовательно объясняет, что в случае чего лучше ни на чью помощь не рассчитывать. Буквально с первых минут: главный герой приходит в себя в разрушенной больнице (привет, «28 дней спустя»), окруженной брошенной военной техникой.

Дальше — больше, государство оказалось не только неспособным создать хоть какую-то силовую защиту выжившим, но даже попытка найти лекарство и причины начавшегося бардака привела лишь к тому, что группа ученых сошла с ума. Довольно сильный удар по мироощущению человека, для которого в порядке нормы отгородиться от бывшей, скажем, жены судебным предписанием, а в случае простуды бежать к доктору, верно?
 

А ведь это и есть
главная фобия современного человека —
остаться без присмотра.
 

Тему военных окончательно закрыли во втором сезоне, когда они становятся добычей даже не зомби, но более сильных и агрессивных людей новой формации, давно потерявших веру в работу социальных и государственных институтов. Сперва это кажется варварством — но послушайте, это вы не смогли защитить нас и наших близких, так что почему мы должны относится к вам как-то иначе, а вы, соответственно, к нам? Теперь все мы — выживающие, не думайте, что вас будут встречать с распростертыми объятиями.

После разрушения всех институтов начинается исследование предела человеческих возможностей, как физических, так и психологических. Как долго можно продержаться без еды? Сколько можно пройти за день? Сколько времени можно не спать? Кому я могу доверять?


Нормально ли вырвать человеку кадык зубами,
если под угрозой твои близкие?
Что делать с маленькой девочкой,
которая уверена в том, что зомби — друзья?

 

И, как правильно замечает корреспондент The Rolling Stone  в своем материале про сериал, самый главный вопрос — успею ли я найти ответы на все это, до того, как меня разорвут на части?

А теперь попробуйте вспомнить, задавались ли вы хотя бы одним из этих вопросов хотя бы один раз в жизни, не исходя из соображений любопытства.

По сути, «Ходячие мертвецы» — это такое реалити-шоу «Остаться в живых», только без камер и с зомби. Людей в случайном порядке разбросали по оставленным городам, пригородам, фермам и деревенькам, среди больниц, школ, военных баз, тюрем и прочих оплотов цивилизации, которые когда-то обеспечивали уверенность в завтрашнем дне; а потом начали смотреть, что же с ними произойдет. К третьему сезону сериал становится по-настоящему страшным — каждое неаккуратное движение героев чревато смертью, редкую серию ты заканчиваешь смотреть, не обхватив голову двумя руками.
 

«Ты не в безопасности, —
говорит Рик сыну в одном из выпусков комикса, —
Не важно, уверен ли ты в том, что ты в безопасности
и понимаешь все вокруг, но ты не в безопасности».

 

Сочетание всех этих факторов и заставляет миллионы взрослых людей, ту самую заветную категорию от «18 до 49», каждые полгода по 16 часов наблюдать за приключениями живых и мертвых среди брошенных домов, приставок X-Box, автомобилей и ружей. «Так как бы на их месте поступил я?»

 

Пять фактов о пятом сезоне «Ходячих мертвецов»

 

1Действие пятого сезона продолжится с места, на котором закончилась последняя серия четвертого

Если кто еще не смотрел первую серию, сообщаем: впервые в истории сериала временного скачка между сезонами не будет — действие начнется спустя 45 секунд после событий последней серии, а именно со сцены заточения едва объединившейся группы выживших в вагончике под прицелами не особенно дружелюбно настроенных людей (по совместительству каннибалов). Это говорит о том, что события, очевидно, будут развиваться значительно интенсивнее — временной скачок был необходим для обособления сезонов друг от друга, плюс давал возможность указать в первой серии дальнейший вектор развития сериала. Теперь все, очевидно, изменится. «Вам все станет ясно в течение первых двух минут», — говорит шоураннер Скотт Гимпл.

2Герои станут реже умирать



Количество основных персонажей шоу разрослось до небывалых размеров — в течение пятого сезона на регулярной основе будет задействовано 17 героев. Однако убивать их пока что никто не планирует: «Никто из сценаристов никогда не говорит «Некоторое время у нас никто не умирал, мы действительно должны убить кого-то». Это все — часть истории, и если мы решим, что для истории необходимо, чтобы все персонажи были живы, то мы определенно так и поступим», — Роберт Киркман, автор комикса и один из исполнительных продюсеров сериала.

3Группа направляется в Вашингтон рассказывать о лекарстве Юджина

После кровавой бойни в Терминале группа Рика направляется в Вашингтон с Абрамом и Юджином, так как последний, по его словам, знает причины и лекарство от заражения. 

4. В сезоне появится Морган, но пока непонятно, какова его роль

Морган, объяснивший Рику в первой серии, что же все-таки произошло с миром, неожиданно появился после титров первой серии и, кажется, последовал по следам группы. Гимпл объясняет, что «Моргану есть о чем рассказать», и что «это начало чего-то, но я не буду говорить, чего именно».

5. Рик, возможно, начнет встречаться с Мишон (но не скоро)



«Их отношения будут становиться более личными и даже более тесными, но я не уверен, уместна ли романтика во время вещей, которые будут происходить в течение сезона. Возможно, их отношения будут похожи на отношения Пэм и Джима (из «Офиса»), но для этого понадобится время», — Скотт Гимпл. 

 

Лева Левченко


Метки

КиноСтатьиamcзомбинаше всесериалыходячие мертвецы

20824

Рекомендации