Ревью на новый альбом Скотта Уокера и Sunn O)))

Итак, альбом называется Soused, и это соединение дроун-дума с авангардом. Если вы сомневаетесь, стоит ли тратить на него час своего времени (на самом деле, даже меньше), то эта рецензия должна вас убедить. 

Вам не нужно щипать себя за руку, чтобы убедиться, что вы не спите: Soused — это не ночной кошмар. И даже не легкая полуденная греза после сытного обеда. Это альбом Скотта Уокера и Sunn O))), состоящий из пяти песен. Впечатляющий пример коллаборации, который убеждает нас в этом на протяжении 50 минут. Голос Уокера по-прежнему доставляет особое, оперное удовольствие, паря над сверкающими синтезаторами. Добавьте к этому классические рифы рока, сдвоенные и строенные, как бургеры в макдаке. 

Как только они затихают, Грег Андерсон и Стивен О'Мэлли разрушают ползучее спокойствие целой армией усилителей. Чтобы подчеркнуть безумие, используется звук американского кнута. Да, «Скотт О)))» — это реальность. И это весьма иронично. Конечно, с этической точки зрения в этом нет недоразумения, но, тем не менее, это странное партнерство. Уокер, прошедший путь от поп-музыки в составе Walker Brothers (которые звучали, как песенки из рекламы печенья) и дерзких каверов на Жака Бреля до передовой волны авангарда — почтенный старец, который начинал в 1960-е. А Sunn O)) — «дроун-дум-метал» проект, чья карьера началась в 1999 году, когда уже все сломалось. 

Неудивительно, что сначала выход альбома Soused воспринимался как шутка. В смысле? Питер Гэбриэл и Mastodon? Мик Джаггер и Down? Уокер и Sunn O)))? Можете издеваться, сколько угодно, но здесь закопан стилистический прецедент для гипотетического спаривания. Хотя Уокер и был поп-звездой, его дальнейшая деятельность была столь же амбициозной, сколь и экспериментальной. Он собаку съел на диссонансах, став пионером исследования общественного недовольства. Многоликий дьявол, и все тут. 


Например, LP 1995 года Tilt, который кажется очень тяжелым и резким, использует беспокойство как важный прием. Острую композиционную необходимость. Мы помним и о том, что только семь месяцев разделяли альбом 2006 года The Drift и альбом Sunn O))) Black One, которые, как кажется, стоят на разных краях одной сейсмической трещины во вселенной. Уокер написал «Колыбельную» — кульминацию Soused — в 1999 году. Его музыка не боится темноты. 

Как гласит легенда, Sunn O))) обратились к Уокеру пять лет назад со слепым, наивным призывом к сотрудничеству. Уокер никогда не слушал их раньше, но ребята надеялись, что он согласится спеть для Alice — финальной песни их альбома Monoliths & Dimensions 2009 года. Уокер не согласился. Но он стал адептом их принципа «максимум объема, минимум движения». И начал делать новый материал вместе с Андерсоном и О'Мэлли, удерживая в голове их технические и инструментальные ходы. Они записывались в Лондоне в начале этого года. Конечно, Уокер добавил привычные барабаны, горны и клавиши. 

Soused позиционируется как «Скотт Уокер плюс Sunn O)))», якобы на равных. На футболках этот проект игриво печатается как «Скотт О)))», в том же нижнем регистре и жирном начертании, к которому привыкли поклонники группы. И, по давней традиции, О'Мэлли взял на себя ответственность за обложку. Получилась строгая градация оттенков серого, бурлящее зло, заключенное в систему целостной организации.


Однако, сама музыка не говорит о взаимном сотрудничестве. Конечно, Sunn O))) проявили инициативу и решились на первый шаг, но всю реальную работу сделал Уокер. Sunn O))) послужили большим, мощным инструментом в группе Уокера, встроенным модулем, который достали из чулана и подумали: «О, да это может пригодиться». Во время исполнения песни «Brando» (понятно, в честь кого) они следуют за Уокером, насыщая фон, но определенно сдавая позиции. Когда же он поет «A beating would do me a world of good» (порка сотворит мир добра), Андерсон и О'Мэлли снова находятся в его тени, подхватывая специфические интонации. 

Интересен Thorr’s Hammer («Молот Тора») тем, что он является отсылкой к школьным годам Андерсона и О'Мэлли, к их «Фетишу» — блестящей молодежной вспышке. На половине песни они начинают сопровождать голос Уокера зловещим шумом и посредственными мелодиями. «He imagines he feels it, tugging and clinching, hears it rustling and rising» (Ему кажется, что он чувствует это, тянущее и скручивающее, слышит его шорох и рост), — кричит Уокер, вдруг останавливаясь, будто хочет позвать на помощь.

И Sunn O))) отвечает подходящим барабанным ритмом Йена Томаса, готовой на все гитарой и басом. Они как будто снова молодая дум-группа, атакующая нас безапелляционным крещендо. Далее в этом треке они расползаются в угоду гармонии с визгом трубы и заиканием барабанов. Они, быть может, в первый раз столкнулись с силой, которая превосходит их собственную.


Карьера Sunn O))) строилась на желании найти путь концептуального роста, расширения сознания. Чтобы быть не большими, но великими. И после 15 лет терзаний они все же согласились пойти вслед за легендарным Уокером. Единственный триумфальный момент для группы был во второй половине «Bull», когда они впечатлили нас медленной случайностью перкуссии и омлетом естественных звуков. Фонография всегда в тренде, что уж там. Но в основном они покорно исполняют роль «музыкальной паузы», передышки для Уокера, следуя за его зычной элегантностью. 

Soused — это тщательная документация разврата и бессмысленного желания, потребности избавиться от боли, но испытать ее снова. Иллюзии защищенности и осквернения личного пространства. Альбом просто разрывает ваше мировоззрение на мелкие кусочки. Уокер постмодернистски балансирует между живописными дебатами 17-го века, новозаветным детоубийством и колыбельными ирокезов. Он ужасает нас латинскими проклятиями и пузырями из iChat. Подробно исследует эпизоды с Марлоном Брандо, проливая белый свет на власть садомазохизма. 

Хотя Уокер когда-то был сентиментальным героем, его лирика всегда тяготела к тупой тяжеловесности. Тексты песен Soused продолжают эту тенденцию, но здесь уже больше актуальности, поэтому воспринимаются они легче. Как будто рок-н-ролл, мертвый и перепачканный кладбищенской землей, достали из холодной могилы. Язык Уокера все еще восхищает фольклорными аллитерациями. «The deer fly, the sand fly, the tsetse can’t find them» (Олени летают, песок летит, цеце не может найти их), — сообщает он своим холодным, но вкрадчивым голосом, как у волка в овечьей шкуре.


Если вы послушаете этот альбом, то поймете, где находится та тонкая грань между игривостью и порочностью, улыбкой и хмурым сарказмом. Было бы слишком глупо надеяться на то, что это может быть только началом «хорошей дружбы». Уокер, конечно, всегда говорит о своих творческих планах с печальной неохотностью, то же самое касается и Sunn O))), которые участвуют в куче проектов. Поэтому Soused — это сбой в системе, ничтожная вероятность, которая обрела плоть и кровь. Такие разные музыканты сражаются на одном поле битвы. 

Столь редкое явление не может не впечатлять и не поглощать. Soused — убедительный альбом, но ему не суждено стать классикой. Это причуда, колесо фортуны, неожиданный поворот. Вы не можете до конца поверить в его существование. Но мы правда никогда не думали, что услышим «Cкотта О)))». 

ВКонтакте, к сожалению, правообладатели уже прикрыли лавочку, но все еще можете послушать Soused онлайн здесь.


Источник: Pitchfork


Метки

МузыкаСтатьиsousedsunn o)))новинкиревьюскотт уокер

10932

Рекомендации