Кровавая история языческого Дня святого Валентина

Если ваш День святого Валентина закончится просмотром «50 оттенков серого» в кинотеатре, заполненном другими парми, делающими вид, что им весело вместе, можете всегда поблагодарить за этот чудесный праздник поэта Джеффри Чосера.

В первый раз День святого Валентина упоминается у автора Кентерберийских рассказов в поэме «Птичий парламент», где все возможные птицы слетелись на общий сход, чтобы выбрать себе пару.
 

Зане был день святого Валентина,

Когда пернатые вступают в брак;

сТоль дивная открылась мне картина!

Лесной, речной, морской явился всяк

Летун — и сборище кричало так,

Что дебри, мне почудилось, тряслись,

И мнилось, будто содрогалась высь
 

Лирика Чосера обращается к старым праздничным традициям, когда популярный ритуал смешивается с жестоким религиозным мифом и языческим развратом. Изучение Дня святого Валентина приводит нас к самым мрачным страницам истории.


 

День святого Валентина у Чосера, скорее всего, происходит 2 мая. Журналист The Telegraph Том Чиверс объясняет, что «это день Валентина из Генуи в Литургическом календаре», и «вероятно, именно в это время птицы Англии больше всего спариваются». В Христианской истории на звание святого Валентина претендуют две личности: Епископ Терни и римский священник. Именно с этими двумя персонами чаще всего ассоциируется праздник. По словам Памелы Хааг из Big Think’s, две эти фигуры слились в одну приблизительно в IX веке, по той причине, что обоих в III веке обезглавили.

В истории этих людей нет ничего романтичного. Как объясняет Хааг: «Средневековые таинства основаны на истории о епископе Терни... он был жестоко избит, истек кровью и обезглавлен до того момента, как ангелы забрали его на небеса». История римского Валентина не менее кровавая. Она основывается на жажде завоевания Рима, которая привела империю к разделению на три соперничающие группировки, каждая из которых готова была начать открытую войну с другой. Римский император Клавдий II понял, что для военных успехов империи ему нужны хорошие воины. Лучшими солдатами считались холостяки, они были отчаянными людьми, которым нечего терять. Как гласит легенда, император запретил брак.

 

«Если приглядеться к истории
Дня святого Валентина,
то мы увидим самые мрачные
и кровавые страницы былых времен».

 

В этом решении хоть и была логика, но оно оказалось крайне непопулярным у самих подданных, которые испытывали нечто сродни «рыцарской любви» 11 века. Самхита Макхопадхи (Samhita Mukhopadhyay) из The Nation напоминает нам, что «концепт брака по любви» стал набирать популярность в 1920 годах, и до 1960-х люди продолжали жениться по расчету, желая получить социальную защищенность и финансовую обеспеченность. Если брак основывается на институте собственности и, прежде всего, недвижимости, то миф о святом Валентине свидетельствует о более сложном понимании любви, брак здесь — высшее призвание, таинство, получаемое от Бога.

Существует несколько разных версий этого мифа. В первой святой Валентин помогал заключенным в тюрьму за нарушение закона о запрете брака, а во второй сам был заточен в темницу за то, что тайно женился и нарушил указ Клавдия. Чиверс расшифровывает последний миф: «Находясь в тюрьме, Валентин получил расположение надзирателя после того, как исцелил его слепую дочь. Согласно более поздней версии, он признается дочери надзирателя в любви, используя записку со словами „От твоего Валентина“, но это, конечно, недостоверно». Об истории Валентина известно очень мало, к тому же ни одна из версий не сходится с другой. Дин Обейдалл из CNN, например, утверждает, что Валентин умер вовсе не за любовь, а за свои религиозные убеждения.


 

Но независимо от того, какую версию вы выберете, конец всегда один: кровавая расправа и мученичество. Почитание Валентина праздничным днем, возможно, дань уважения его душе, но также это и политическое движение, направленное против языческого обряда плодородия — Луперкалий, который отмечался 15 февраля. Чиверс утверждает: «Если ты не можешь их победить, то возглавь их». Кроме того, он упоминает о долгой Христианизации, направленной на замену языческих традиций христианскими обрядами. Арни Сигел (Arnie Siegel) из NPR описывает Луперкалии сценой из «Калигулы»:
 

«Мужчина приносит в жертву козу и собаку, после чего облачает женщину в их шкуры. Жестокий праздник также включал в себя сватовскую лотерею: молодые люди доставали из чаши имена женщин, после чего пара совокуплялась на протяжении всего праздника... или дольше, если совпадение было удачным».

 


 

В V веке папа Геласий объявил этот обряд «антихристианским» и запретил проводить Луперкалии.

День святого Валентина долго не будет считаться романтическим праздником, до тех пор, пока не получит осмысления в поэзии вышеупомянутого Чосера и на тот момент малоизвестного писателя Уильяма Шекспира, который восторженно отзывается об этом празднике в «Гамлете»:
 

Завтра Валентинов день,

И с утренним лучом

Я Валентиною твоей

Жду под твоим окном

 

Как объясняет это Грег Тобин из The Huffington Post’s: «Здесь Шекспир ссылается на английский и итальянский обычаи, когда одинокие женщины сидели у своих окон в День святого Валентина, полагая, что первый мужчина, которого они увидят, станет их настоящей любовью».

После того, как поэты помогли популяризовать традиции празднования Дня святого Валентина, стали возникать и конкретные обряды. «Ритуалы появились в Европе в 1600 и 1700 годах», — пишет Хааг. «Некоторые молодые люди ходили на кладбище, чтобы в полночь получить знамение, но самым популярным способом гадания оставался жребий». Во французской версии лотереи Валентина женщины должны были приготовить еду для случайных мужчин, после чего проводили с ними весь день и танцевали вечером. Но если потенциальный партнер был неудовлетворен свиданием с новой знакомой, то обычай велел ему порвать с ней, после чего женщина должна была восемь дней провести в уединении, которое заканчивалась сжиганием чучела вместе с другими старыми девами. Подобные практики часто приводили к беспорядкам (думаете, только ваш День Валентина был дерьмовым?).

Коммерческий смысл этот праздник получил только в начале XIX века, когда технологии массового производства позволили выпускать тематические карточки, которые отсылали к основополагающим мифам праздника. По современной легенде Валентин собирал записки у молодых людей, заключенных в тюрьмы, прямо через прутья решетки, чтобы передавать их тем, в кого они влюблены. Обмен записками стал традицией у молодых британцев, которые часто вырезали из бумаги различные кружевные узоры (валентинки). Рожденная в Массачусетсе Эстер Хауленд хоть и считается «матерью американского Валентина», но серьезным бизнесом ее предприятие стало только к 1913 году, когда компания Hallmark продавала карточек на 14.7 миллиона долларов ежегодно.


 

Тем не менее, изобретение Хауленд пришлось по нраву не всем. В 1848 году в общественной филадельфийской газете Ledger вышла статья, в которой карточки назывались «мерзостью, искусно придуманной владельцами канцелярских и книжных магазинов для получения прибыли из прекрасного праздника любви». Вот еще цитата: «Какое удовлетворение может получить леди от того, что ей подарят признание в любви на карточке с золоченым тиснением, распечатанной по установленному шаблону. Как она может радоваться, когда такую же карточку получат другие 50 тысяч женщин ее города?». Помимо этого, валентинку называли «гнусной разновидностью взятки и неуважением к своей возлюбленной». Литератор Ли Эрик Шмидт задается вопросом: «Как можно считать такое выражение чувств искренним, подлинным и сердечным?».

В то время, как критики считали, что бизнес будет высасывать из Дня святого Валентина все жуткое и трансцендентное, реальная коммерциализация не обошлась без страшилок. Памела Хааг: «Первые производители карточек предлагали комичные валентинки, которые содержали издевки над традициями, но прежде всего высмеивали старых дев, позеров, модников, отказывающихся от брака и, конечно, феминисток». Вот текст одной из популярных карточек:

 

«Вы, уродливые перекошенные морщинистые cтервы,
вы защищаете права женщин.
да ни один мужчина на земле не станет с вами жить».

 

Несмотря на это, праздник все равно помнил свои кровавые корни: на популярных карточках 1920-х годов часто встречались фразы вроде: «Я хотела бы видеть вас моим диктатором».

Такие перлы редко можно встретить в последние дни, но они по-прежнему близки духу праздника. Все традиции, связанные с днем святого Валентина, основываются не только на романтике, но на кровопролитии, угнетении и наказании. 14 февраля — это дата одного из самых печально известных убийств в истории, когда Аль Капоне казнил семь человек, связанных с бандой Багса Морана, чтобы установить контроль над преступным миром Чикаго.

 

Король праздника
 


 

Сегодня День Валентина тоже может показаться некоторой формой террора: вам нужно подобрать подарок для вашей пассии, зарезервировать столик в Dorsia в последний момент, достать билеты на «50 оттенков серого». Постарайтесь смотреть на это более позитивно: по крайней мере, тогда ваша голова останется на плечах.

 

Метки

ЧтениеСтатьидень святого валентинаисторияказнькровьлюбовьобычайпраздникритуал

10800