Ужасающие исторические факты или как человечество заболело шугейзом

Сегодня на Модном Петербурге — Международный День Шугейза. 

Вы, конечно, спросите (почему так? а, может, и не спросите). А все потому, что уже в эту субботу в клубе MOD пройдет дичайший шабаш от организаторов нашумевшего во всех смыслах феста «ШУМ и ШЛЮХИ» под кодовым названием «Ночь Шугейза». Но об этом в следующей статье. А пока Александр Ионов, блюститель всея шугейза, властелин вконтактных пабликов и простой петербуржский нойзер познакомит вас с историей мирового и русского шугейзов. Ведь искусство должно принадлежать народу!

 

В середине 80-х годов прошлого века планета раскололась на два совершенно противоположных музыкальных лагеря: Великобритания и США. Американские подростки угорали под пластинки Sonic Youth, Husker Du, Black Flag и Pixies, в то время, как их британские сотоварищи по несчастью заслушивались The Cure, Joy Division, Cocteau Twins и The Jesus & Mary Chain

Никакого конфликта в принципе не существовало, и та и другая музыка по-своему хороша, просто вышло так, что разные континенты слушали разную музыку. И если большинство американцев выбирало мощный напор припанкованных гитар и агрессивную манеру исполнения, то задумчивые британцы предпочитали более воздушный, зачастую мрачный, почти загадочный звук независимых групп, издававшихся на лейблах 4AD, Factory и Creation.

Вдруг, совершенно внезапно, 80-е подошли к концу и стало ясно, что большинство популярной музыки того времени оказалось попросту отстоем. Депрессивные британские подростки, уставшие от засилья групп типа Poison или Whitesnake на MTV, плюнули и стали создавать свои собственные группы. Они не умели толком играть на инструментах, слабо представляли, чего хотят, но обожали свои любимые группы хотя бы за то, что те не были похожи на скучное пластмассовое дерьмо, игравшее на радио. Это была чудесная британская независимая музыка 80-х: This Mortal Coil, Echo & The Bunnymen, New Order, The Chameleons, The Smiths, The Fall, Bauhaus, Spacemen 3, The Teardrop Explodes, Siouxsie and the Banshees и многие, многие другие.

Мутное и неопределенное начало 90-х буквально взорвалось неожиданным появлением новых независимых британских групп, ставивших акцент на непривычном, аморфном звучании. Эта музыка была основана на использовании гитарного шума, пропущенного сквозь кучу всевозможных эффектов. Звучало это всё примерно так: представьте себе, будто кто-то включил пылесос на всю мощность и, обмотавшись шлангом, бросился с ним в плавательный бассейн. Пылесосы не работают под водой, а вот формула, выработанная шугейзерами, сработала моментально.

Ещё надо сказать, что английские музыканты начала 90-х, выросшие на асексуальности Моррисси и интровертности Joy Division, игравших свои первые концерты спиной к публике, не отличались особой подвижностью на сцене. Отсюда, собственно говоря, и выполз этот термин ШУГЕЙЗ, означающий буквально «упорное разглядывание своей собственной обуви». Избегающие контакта со слушателем шугейзеры компенсировали все свои «недостатки» необычным звучанием. По сути дела, это они открыли дверь звучанию альтернативных групп 90-х, где звук был важнее техники, и одной люто сыгранной нотой можно было покорить стадионы.

My Bloody Valentine, Ride, Slowdive, Moose, Curve, Lush, Chapterhouse, Pale Saints, Swervedriver, The Boo Radleys, Adorable, Catherine Wheel, The Telescopes, Secret Shine и многие другие группы правили бал с конца 80-х, вплоть до 1994. Это были золотые годы шугейза. Гитары завывали, девушки прятали заплаканные глаза в рукавах мятых полосатых свитеров, а жадные продюсеры требовали от музыкантов побить рекорды продаж My Bloody Valentine.

Вдруг, нежданно-негаданно, с другой стороны атлантического океана, на спине жуткого чудовища по имени Нирвана, в Европу приплыл гранж. Тот самый чудный музыкальный стиль, способный из неудачника в клетчатой рубахе сделать икону для миллионов. Это был настолько сильный удар, что даже Костя Кинчев пустился во все тяжкие, пытаясь играть этот растреклятый жанр на обломках постсоветского пространства. В итоге, наивные народные массы предпочли потусторонним вздохам и глубокому волнующему эхо агрессивные песни гранж рокеров о тяжелом детстве и прочих насущных проблемах.

В это же время на родине шугейзеров поджидала своя, доморощенная напасть: вдруг взял и внезапно появился бритпоп, английские слушатели предпочли боготворить задорных футбольных фанатов Oasis вместо задумчивых подростков, грустно глазеющих на вереницы гитарных педалей. Шугейз исчез так же быстро, как и появился. Никто не грустил и не переживал. Все слушали Pulp, Oasis и Blur. И збс. Шугейз вдруг стал никому не нужен. Забыт и разжалован. Где-то на полке остался.

Как ни странно, шугейз вернулся к людям именно из страны, которая сыграла столь значимую роль в гибели жанра в середине 90-х. В нулевых годах уже XХI века, в США, совершенно неожиданно появились такие команды, как A Place to Bury Strangers, The Warlocks, The Vandelles, Blonde Redhead, Crystal Stilts, Black Rebel Motorcycle Club, The Pains of Being Pure at Heart и многие другие.

По звучанию многие из этих групп поразительно напоминали шугейз начала 90-х. Это было какое-то неимоверное, сумасшедшее дежавю, в которое многие музыкальные критики поначалу даже и не поверили. Но факты говорили за себя, шугейз взял и нахально вернулся! На сегодняшний день жанр не только возрождён, но и появилось просто огромное количество групп, играющих подобную музыку в практически любой стране.

Объяснить популярность жанра можно разными причинами. Шугейз не требует какой-то особенной техники игры или мастерства. Тут главное хороший вкус и тонкое понимание звукового полотна. Ну и, конечно же, современный мир, с полностью смазанными гранями чего-либо, где хаос неопределенности поставлен во главу угла, способствует тому, что люди предпочитают раствориться в постоянно меняющемся атональном шуме, вместо того, чтобы слушать нечто заранее предначертанное. 

По сути, это и есть музыка нового мирового порядка. Музыка новой цивилизации управляемой принципом всеобщего релятивизма. Здесь не нужны правильно сыгранные ноты и четко произнесенные слова. Здесь правят недосказанность и шум, слияние звуков. Здесь правит шугейз.

 

Шугейз в России
 

Здесь должны были быть размещены несколько великопафосных параграфов о том, какими великими надежами нового шугейз движения являются отечественные коллективы. Но слёзы автора мешают написанию этих строк. Слишком много эмоций. Приходите лучше на фестиваль, послушайте хорошую музыку, а в воскресенье купите себе парочку дешевых гитарных примочек, выкрутите все ручки вправо и сыграйте несколько нот на радость маме, коту и соседям. Может быть, и получиться всё у нас, в России. Радио ведь изобрели и космический корабль тоже. Шугейз то попроще будет! А?

 

Автор: Александр Ионов

 

 


Метки

МузыкаСтатьиионовшугейзшум и шлюхи

27768

Рекомендации