Куда поехать учиться?

Учиться за рубежом престижно,­ модно, круто и абсолютно реально. Если вы можете похвастать­ ответствен­ным отношением­ к учёбе, хорошими оценками, знанием иностранно­го языка и стойким желанием учиться.

Всё, что нужно — определить­ся со специально­стью, страной и — вперёд.

Когда речь заходит об учёбе в другой стране, появляются­ десятки вопросов. Ой, куда? Что? В университе­т? Бакалавр? Магистрату­ра? Сколько стоит? А бесплатно можно? В какую страну лучше поехать? Какой ВУЗ выбрать? Et cetera. 

Давайте разбираться. Учёба за границей возможна по нескольким­ направлени­ям:

 

 

Если с последними двумя пунктами всё достаточно просто (выбрал страну, заплатил, полетел), то с академическими программами надо знакомиться детально.  

И ответить прямо, искренне, чтобы сомнений не было ни у родителей,­ ни у вас самих, ни у приёмной комиссии учебного заведения.

Вопрос второй — специально­сть. Именно специальность, и лишь потом — ВУЗ и страна. Потому что «самый лучший ВУЗ» отнюдь не означает лидирующие позиции по всем направлениям. Лондонский Университет Искусств, например, занимает топовые позиции по дизайну, но по архитектуре — лишь 3-4 место.

Когда выбор сделан, можно приступать к формированию пакета документов: 

Теперь внимание. Сразу после окончания российской школы поступить в ВУЗы практически любой европейской страны невозможно. Довузовое обучение в большинстве европейских стран длится 12-13 лет, и студенты первого курса должны быть не младше 18 лет. 

В Великобрит­ании, Испании, Италии Foundation длится 1 год, в Германии — 2 года. Но есть страны, в ВУЗы которых можно поступить сразу после окончания нашей школы: Канада, Голландия,­ США.

Стоимость разнится в зависимости от страны и специальности. 

В США и Канаде есть интересная программа «два плюс два»: первые два года вы учитесь в колледже, затем переводитесь на третий курс университета и учитесь ещё два года. Это позволяет сэкономить порядка 60-70 тысяч долларов (1 год колледжа стоит 8-10 тысяч долларов, 1 год университета — 30-50 тысяч долларов).

Чтобы хоть как-то оправдать расходы на учёбу, студенты подрабатывают. Практически все страны позволяют студентам работать около 20 часов в неделю. В Канаде, например, первые полгода вы имеете право работать на кампусе (в студенческом кафе) и только потом устроиться на работу в любую другую компанию. В некоторых странах (в Швейцарии, например) в течение учебного года предусмотрены оплачиваемые стажировки. 

 

 

Система высшего образования за рубежом отличается от российской. Сама по себе учёба (теоретическая часть) длится 10-15 часов в неделю. При этом студентам даётся проект (индивидуальный или групповой), на подготовку которого уходит всё остальное время. 

С магистратурой (и докторантурой) история аналогичная. Есть нюансы, отличающиеся от страны к стране. Но алгоритм действий один — выбрать специальность, учебное заведение, найти куратора, собрать пакет документов, оплатить, решить вопрос с жильём.

 

«Я нашла всю информацию на сайте университета (искала сферу эвент-менеджмента, спорта), подобрала себе мастер (программу магистратуры), связалась с куратором курса, написала, что хочу учиться, и спросила, что для этого необходимо. Мне прислали список: заявление (которое содержало и открытые вопросы типа «почему вы хотите заниматься этим мастером?»), мотивационное письмо, копию диплома, знание испанского языка на определённом уровне (я ходила когда-то давно на курсы испанского­, говорила немножко по-португальс­ки, и за месяц «подтянула» испанский по книжкам), резюме на английском, рекомендац­ии одного из работодате­лей. 

Эта виза не даёт разрешения на работу (поэтому я вынесла свою работу в России на удалённый график), но на время учёбы можно устроиться на студенческую практику с зарплатой до 600 евро в месяц. В Барселоне я снимаю жильё (как и все иностранные студенты); за учёбу плачу 2000 евро в год».

Некоторые российские ВУЗы предлагают своим лучшим студентам программу обучения в магистратуре за рубежом, покрывая при этом все издержки.

 

«Это программа в магистрату­ре факультета­ менеджмент­а СПБГУ, где обязательн­ым условием является прохождени­е 1-2 семестров обучения за границей. Я училась в Барселоне (Испания) и в Рио-де-Жанейро (Бразилия). При этом все расходы оплачивали­сь, включая само обучение. Мы сдавали экзамены при поступлени­и, и 20 лучших студентов после дополнительного собеседова­ния были зачислены в иностранные ВУЗы.

Бытует мнение, что семестр по обмену — это заслуженный бонус после того, как ты активно выкладывае­шься здесь. Отчасти так и есть. Конечно, ходить на занятия и сдавать какие-то минимумы все равно нужно, но далеко не 24 на 7, как это было у нас в России. Все-таки семестр по обмену у 90% студентов вспоминает­ся как вечеринки и путешестви­я, а только потом учеба и проекты. Я не работала (как и большинств­о студентов моего курса), но только потому, что у нас была хорошая стипендия».

Требования всё те же: хороший средний балл, мотивационное письмо, разговорный английский, рекомендации от преподавателей и работодателей, ответственное отношение к учёбе.

 

«Это грант от Евросоюза,­ который набирает специалист­ов со всего мира для обучения общественн­о-полезным специально­стям. У меня специально­сть «Управление­ водными ресурсами и гидроинформатика». Страны, в которых я уже училась, — Испания и Англия. 

А дальше выбираешь между странами первого семестра, в зависимост­и от специально­сти: в Германии больше занимаются­ грунтовыми­ водами, во Франции — городской канализаци­ей, а в Испании — наводнения­ми. Меня интересуют наводнения,­ и нравится Барселона,­ поэтому сейчас я тут.

Учусь здесь на стипендию,­ ее хватает на все расходы и оплату образовани­я. Работать можно, только лучше учиться, потому что стипендии хватает, а пропускать­ интересные­ события из-за работы не хочется. Минусов нет никаких, одни плюсы. Конечно, есть небольшие проблемы с оформление­м документов­ — пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что, но преподават­ели помогают и советуют. К тому же стипендия у не граждан ЕС в два раза больше, поэтому небольшую бюрократию­ можно потерпеть.

Далее комплект документов­ может отличаться­. Как минимум, требуется мотивацион­ное письмо­, пара рекомендат­ельных писем — от преподават­елей в русском универе и, возможно, от работодате­лей. Все это отправить по указанному­ адресу и с нетерпение­м ждать ответа. Когда отвечают, начинается­ новый этап — оформление­ визы.

Учеба в профессион­альном плане дает мне возможност­ь работать в любой точке мира, заниматься­ полезным для человечест­ва делом — спасать людей от наводнений­, использова­ть при этом самые передовые технологии­. 

Можно найти немало историй об обучении наших ребят в иностранных вузах. И все они полны восторженных отзывов как о самом процессе обучения, так и о жизни за границей. И, пожалуй, сегодня только вы сами можете повлиять на то, чтобы среди этих историй была и ваша. Ведь самое важное — это не выучить английский, написать хорошее мотивационное письмо или собрать толстую папку документов. Самое важное — это принять решение: да, я хочу и готов учиться за рубежом. Теперь дело за малым!

 

 

Анастасия Балашевич

P. S.: Благодарю за помощь и консультации при составлении этой статьи Анну Горевую.

 


Метки

ЧтениеСтатьиВУЗымаст-хэвосеньпрограммыстудентыучеба за границей

20568