Охотники за головами: как распознать классного пиарщика

В наш век оголтелого капитализма и сверхпотребления все что-то пиарят, рассылают, эсэмэмят, сеошничают, продвигая неведомому потребителю очередной «эксклюзивный бренд». Но вот казус: мало кто понимает, как это делать правильно и, что важно, эффективно.

Мы расспросили грамотных и четких пиарщиков, каким он должен быть — настоящий PR-специалист, гений дипломатии, оплот связей с общественностью, светило коммуникационной мысли, а также узнали, с какими трудностями можно столкнуться на этом тернистом пути.

Вы выбрали отличное помещение в центре города для своего старт-апа, нашли толковых инвесторов, набрали команду единомышленников, и готовы стать лучшим в своем деле. Сделали группу во всех возможных социальных сетях: вконтакте, фейсбуке, инстаграме и т.д. Рассказали о своем деле всем своим друзьям и знакомым, надеясь на «сарафанное радио». И тут наступает важный момент выбора грамотного пиарщика, который бы выстроил план дальнейших действий, чувствовал своего клиента, как самого себя.

 

Рената Шульга

Pr-специалист студии печати ЯМайка

 

Кто же он? В начале пути для этой должности лучше всего подойдете вы сами. Да-да, именно вы, владелец (щекочущее тщеславие слово), должны генерировать идеи, стать харизматичным лидером и найти свой фирменный стиль!

Это совсем не значит быть «в каждой бочке затычкой» («кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит»), главное не ориентироваться на книжки по PR типа Девида Огилви и не тратить деньги на сомнительные тренинги, в которых поются высокопарные оды рекламе, pr и кейсам, которые не работают в России.

Самая большая ошибка руководителя может заключаться даже не в найме неопытной студентки факультета связей с общественностью. А в том, чтобы пригласить «крупное коммуникационное агентство, оказывающее полный спектр услуг в области PR и организации мероприятий», если вы открываете свой магазин или, скажем, ресторан. Я побывала на большом количестве открытий, которые были организованы хоть и щедро, но без души.

Все пять лет обучения в университете, нас учили грамотно писать пресс-релизы. Неужели их правда кто-нибудь читает? Серьезно.

Искренне дружите с теми, кто будет писать о вас, или пишите о себе сами, но всегда по-новому. Намного приятней позвонить friendly журналисту и предложить ему новость, чем писать на почту человеку, которого даже в глаза не видел. Однако не стоит злоупотреблять терпением своих знакомых из СМИ: нужно быть настойчивым (не путать с назойливым) и предлагать новость сообразно рубрике, профилю журналиста.

Не стоит тратить деньги на покупку «ботов» в социальных сетях, «мертвые души» в ваших пабликах не принесут никакого ощутимого результата: пусть сначала подпишется 100 человек, зато это будут реальные люди, которые разделяют ваши интересы. Если раньше к социальным сетям относились несерьезно, то теперь даже у магазина купцов Елисеевых есть своя страничка ВКонтакте, и то, что там всего 374 участника, ни о чем не говорит!

В нашем городе каждый месяц открываются то бар, то кофейня — сотрудничайте с новым местом, в которое сами верите. Найдите себе пример для подражания, только, пожалуйста, путь это будет не Apple, при всем уважении.

Пиарщик обязательно должен быть экстравертом. PR — это не только тексты, тусовки, знакомства, это, прежде всего, сложная работа дипломата-психолога, основанная на взаимном доверии с партнерами, клиентами. Если вспомнить тот же Apple, пиарщиками там были серьезные дяди в гастуках. В России эта должность обычно достается милым девушкам, которым нравится улыбаться. Самые классные пиарщики — вовсе не душки. Это нормальные уверенные в себе люди.

Я ни в коем случае не призываю молодых стартаперов трубить о себе на каждом углу, участвовать в бесполезных форумах, чтобы найти партнеров и дружить с теми, с кем откровенно не хочется. Но поверьте, влияние на развитие вашего дела оказывают не только рыночные факторы, но и ваша репутация.

Дон из Mad Men в попытке пропиарить Hershey's

 

 

Правильные четкие пиарщики рассказали нам всю правду.

Без утайки.

 

Александра Новоселова, Светлана Мельникова

Uniquepr

 

Пиарщик должен быть чётким, общительным и артистичным. Хорошо бы еще любить свою работу, без увлеченности ничего не получится. Каким бы четким ты не был.

Нужно быть готовым находиться на связи 24 часа в сутки. Научиться быстро печатать и много говорить, но строго по делу. Важно доброжелательно относиться к большинству окружающих тебя людей. Злой, нечеткий и ненавидящий свою деятельность пиарщик — утопия для любого заказчика.

Провальная пресс-конференция и, как результат, нулевой PR-отчет. Нужно ощутить, что ты не всемогущий, чтобы на следующем проекте взять себя в руки и сделать свою работу на 150%!

Самое главное — быть открытым, дружелюбным, любознательным и, в то же время, очень четким и вежливым. Не забывать о том, что ты обещал и всегда держать планку на уровне! Пиар — это коммуникация, поэтому очень многое зависит от подрядчиков, с которыми ты работаешь, а значит, нужно всегда держать руку на пульсе, и в случае ошибок подрядчика, уметь за них ответить перед заказчиком.

 

Ольга Полякова

Ресторанный деньОткрытая кухняДень Яблок, Четверть

 

Необходимо любить людей, хотя бы целевую аудиторию, к который ты ежедневно обращаешься. Любить тексты, ценить красоту в текстах: это больше, чем грамматика: типографские знаки, приятная верстка. Забыть про инструкции и постоянно вносить дополнения, экспериментировать. Нет здесь отлаженного процесса, и то, что работало вчера, не будет работать вечно. Нельзя быть послушным и делать то, что говорят, — это один из немногих в постиндустриальном обществе видов деятельности, где важен результат, а не процесс или следование правилам.

Главный фейл — несоблюдение сроков. Это отвратительно — пытаться сделать что-то в авральном режиме. Теряется изящество, четкость, творчество.

 

Михаил Халилуллин

Собака.ru

 

Нормальный пиарщик должен всех знать. Важно, чтобы он мог самостоятельно принимать решения и всегда выводить бренд на новый уровень. Категорически запрещается быть однобоким. Однобокий пиарщик — горе в компании. Смиритесь с тем, что работать придется 24 часа, иногда выполнять тупую механическую работу, за все косяки продвижения в ответе всегда пиарщик. Каждый день нужно доказывать работодателю, что ты приносишь результат — это самая распространенная проблема пиар-специалистов.

 

Юля Даутова

Лофт Contour

 

Хороший пиарщик — это человек-оркестр, умеющий налаживать и поддерживать контакты со СМИ, владеющий навыками маркетинга и smm-продвижения. Самые крутые пиарщики получаются из журналистов: они умеют писать грамотные пресс-релизы и понимают специфику того или иного издания.

Пиарщик, который «я пиарщик и я не хочу ничего решать, я хочу рерайтера», — сомнительный специалист. Кроме того, чтобы придумывать интересные маркетинговые фишки, писать содержательные посты, жонглировать тончайшими аллюзиями и реминисценциями, необходимо наличие богатого культурного бэкграунда.

Хороший pr-специалист — это серый кардинал. Считаю, продвижение личного брэнда за счет компании непрофессиональным и неэтичным. Если вы хотите вести несколько разноплановых проектов одновременно, важен высокий уровень личной самоорганизации. Свободный график хорош для трудолюбивых и обязательных людей. Друзья думают, что моя работа заключается в том, чтобы наряжаться, пить шампанское, получать подарки и ходить на концерты бесплатно. А мама думает, что я, как Кэрри Брэдшоу: сижу в кафе и печатаю пространные опусы. Вообще-то, нет. 

Pr — это не что-то загадочное и абстрактное, моя деятельность должна приносить компании или проекту деньги, по крайней мере, окупать мою заработную плату.

 

Анна Ерешко

FRG (Food Retail Group)

 


Набор обязательных качеств от Анны Ерешко: ответственность, коммуникабельность, организованность, интерес к происходящему вокруг, умение быстро ориентироваться в ситуации, нетривиальное мышление. 

Безответственность коллег и людей, в принципе, — самая главная проблема! В работе со СМИ редко, но бывает такая ситуация: готовишь по ТЗ материал/новость к сроку «еще вчера», а потом узнаешь, что, «к сожалению, материал не взяли». Еще один фейл — сжатые сроки.

 

Рената Шульга


Метки

ЧтениеГородСтатьиpr профессия скиллы uniquepr четверть лофт contour frg

26660