True Detective против Fargo: что лучше?

Тодд ВанДерВерф
 

Спорить о том, что лучше True Detective или Fargo, особенно, когда мы считаем, что оба сериала хороши собой, довольно глупо, и напоминает своеобразный кликбайт (англ. приманка громким заголовоком). Да, оба шоу имеют много общего: они весьма своеобразные, у них только один сезон, что не так часто встречается в жанре криминальных сериалов. В шоу играют известные кинозвезды, которые согласились на съемки только из-за того, что можно не задерживаться проекте. Для обоих сериалов были написаны критические и умные диалоги. Оба имеют довольно разочаровывающие концовки, и ни один не был продлен на второй сезон, наверное потому, что шоураннеры обоих шоу Ник Пиццолатто и Ноа Хаули испытывают явную трудность с тем, чтобы придумать совершенно новый рассказ на основе тех же обстоятельств и персонажей (True detective был продлен на 2 сезон — прим. ред.). Ну, давайте, же. Мы хотим больше ваших сериалов!

Тем не менее, выход за пределы вопроса «что лучше ?» может привести нас к интересным размышлениям и критическим выводам. Я думаю, ты согласишься со мной, Соня, что этот новый тв-формат минисериалов на один сезон — одно из интереснейших явлений, происходящих с телевидением в последние годы. Мы можем не соглашаться относительно того, как эти сериалы справляются с новым форматом. Но мне кажется, True Detective часто попадает в типичные сериальные ловушки, которые я встречаю повсеместно, в то время как Fargo, даже в худших своих моментах, был направлен на активную критику жанра мужского антигероя.

Я знаю, ты была в команде True Detective, и я хочу, чтобы ты как можно лучше рассказала обо всех его достоинствах (коих великое множество) прежде, чем я докажу твою неправоту научным подходом.

 

Соня Сарайя
 

Хорошо, прежде, чем идти дальше, я хочу сказать, что оба сериала почти идентичны. И тот, и другой повествуют об одном странном деле, которое не исчезнет само собой. Оба фокусируются на маскулинности, хоть и по-разному. Оба сериала выдержаны в околопасторальных ландшафтах сельской Луизианы, Миннесоты и Северной Дакоты. Все пейзажи тесно связаны с испорченными душами главных героев, природа соотносится с идеями судьбы, веры, добра и зла, где время — замкнутый круг, а лиса с капустой переплывают реку вместе. Ну и, конечно, в обоих щоу хорошие парни побеждают, хотя в процессе почти теряют себя.

Единственное отличие: над True Detective я рыдала на протяжении всего сериала, а Fargo лишь вызывал зевоту.

Я не считаю Fargo плохим, ему не хватает определенной магии. Он прекрасен. Имеет отличный саундтрек, в нем есть интересные кинематографические ходы и милая пара полицейской и почтальона, с которой можно отождествлять ваши надежды и мечты. Но общий тон сериала меня не задевает. Не особо интересна история отношений Лестера Найгарда и Мальво (хотя я могла бы смотреть на героя Эллисон Толман, Молли Солверсон, до конца своей жизни). Конечно, история не совсем о Лестере Мартина Фримана и Лорне Мальво Билли Боб Торнтона, но мне все равно казалось, что я должна пристально следить за ними, в первую очередь.

В чем же разница между Лестером Найгардом и Лорном Мальво, если сравнивать их с Растом Коулом и Марти Хартом? Обе пары мужчин связаны с криминальным бэкграундом и пытаются быть плохими или хорошими, так как они это себе представляют. Я признаю, что Мэтью МакКонахи, сыгравший Раста Коула, зацепил меня сразу, хотя и сомневаюсь, что в других фильма МакКонахи будет так же хорош. Более того, у меня было чувство, что эти два человека отчаянно пытаются сделать что-то хорошее, постоянно натыкаясь на темные силы и несовершенство человеческой природы. Я очень чувствительна ко всему, что кажется слишком серьезным, так что True Detective мне видится каким-то подвигом серьезности. Сериал заставил меня действительно задуматься о войне тьмы и света и о собственном моральном облике в том мире, который часто воспринимается безнадежно темным и жестоким.

Есть два личных довода в пользу True Detective. Первый — я очень люблю романтическую литературу, не ту дрянь, которую вы обычно покупаете в супермаркетах, а вещи, написанные в начале 19 века. Именно такого рода литература вместе с pulp fiction и нуаром как раз и формирует атмосферу сериала.

Второй довод — я с юга. Я выросла в болотистой Флориде, которая выглядит так же ужасно, как и болотистая Луизиана. И, несмотря на разные названия, ужас, который постоянно скрывается в мангровых зарослях, пронизывал меня до мозга костей снова и снова. Даже когда смотришь на закат солнца, или на жуков, копошащихся днем в траве, это выглядит ужасно знакомым. Тодд, я, уверена, что ты сейчас расскажешь о Южной Дакоте.

 

Ландшафты True Detective

ТВ: Неужели я настолько предсказуем?

Я признаю, что «Фарго» я уделил гораздо больше внимания в своей колонке, и, как ты уже заметила, ключевым моментом здесь является география. Если Миннесота в «Фарго» несколько отличается от Южной Дакоты моего детства, то съемочная площадка в Калгари очень напоминают мне снежные ландшафты моей юности. Еще любви к сериалу способствовало то, что я обожаю фильмы братьев Коэн сверх всякой меры, и как только сериал запустился, он стал сильнее следовать оригинальному видению Ноу Холи, чем каноничному сценарию оригинального фильма. Если True Detective строится на языке романтической литературы, то Fargo разговаривает языком независимых фильмов 80-90-х. Несмотря на то, что мне нравятся оба сериала, я больше склоняюсь в сторону последнего.

 

Ландшафты Fargo

Но я думаю, что мой интерес к Fargo выходит за рамки того, что я тебе сейчас рассказал. Ты упомянула Эллисон Толман, которая для меня показала лучшую в этом году актерскую работу в сериалах, и постепенно разворачивающаяся история все больше фокусировалась на ее персонаже, несмотря на то, что Толман затмевали два других известных актера. Именно из-за Толлман я так горячо расположен к этому сериалу, в то время, как True Detective я считаю просто хорошим сериалом, признавая его достоинства, но совсем не думаю о нем после окончания.

Как ты уже упомянула, True Detective повествует о мужчинах, которые хотят сделать нечто хорошее и зачастую борются с тем, что они даже не осознают. А «Фарго» рассказывает о том, как трудно быть хорошим, когда вся система направлена против тебя. Несмотря на все перипетии, Молли продолжает снова и снова ломиться в нужную дверь в надежде, наконец, ее проломить. True Detective показывает нам ультра-маскулинных героев, которые хороши уже одним фактом своего существования. А Молли прекрасна как раз потому, что она ультра-нормальный человек, который попадает в абсолютно ненормальные обстоятельства, но старается изо всех сил, чтобы оставаться порядочной и честной.

Но мне нужно вернуться обратно к идее мужского антигероя драмы, с которой имеют дело оба шоу. Самая серьезная полемика относительно сериалов разразилась по поводу того, что их сюжеты связаны с прошлом, оба они посвящены исключительно старым историям про плохих людей. И я признаю, что чувствовал опасения относительно True Detective, которому удавалось оставаться на правой стороне, «изображая мизогонистический мир, но не переходя на сторону мизогинии».

Но мне не совсем понятна история «Фарго»: сериал начинается с того, что Лестер предстает образцовым идеалом всех феминисток, напрочь лишенным всего этого гипрмаскулинного дерьма и лжи, которыми нас все это время кормил жанр мужского анти-героя. В тот момент, когда Лестер убивает своею жену (архетип жанра) в пилотной серии, от него отворачивается много людей, но меня это взволновало. Это случилось не потому, что она заслуживает смерти, а потому что, как выразился мой друг, шоу заставляет вас думать, что все произойдет согласно типичным особенностям жанра, затем вынуждает размышлять, что же это на самом деле значило; каково это, совершить убийство своей супруги, или, наоборот, быть жестоко избитым до смерти молотком.

Ни одно из этих шоу не претендует на победу в олимпиаде по феминизму, но Fargo, в силу того, что в центре повествования — один из лучших женских персонажей, в конечном счете, пленил меня. А теперь, Соня, я хочу, чтобы ты сделала обзор на весь сезон «Рэя Донована». Почему ты так устала от драм с мужскими анти-героями, которые не уделяют времени женщинам.

СС: Ауч! Простите, что я отстаиваю свои женские права, но они, кажется, ущемлены. Хотя я также люблю Толлман в «Фарго», True Detective иллюстрирует взгяд на женщин, который меня не раздражает. Может быть, я и замечала что-то подобное, но, на мой вгляд, все шоу было об отношениях между двумя мужчинами, и их самопоглощем в мускулинности.

Конечно, Мегги Мишель Монаган — это архетипичная мать, ставшая шлюхой. Конечно, Бетт Лили Симмонс — это юная девица, ставшая шлюхой. Мужчины здесь пытаются спасти мир от тех, кого они считают плохими парнями, но в процессе осознают, что причина, по которой они это делают, это то, что они тоже плохие парни. В этом как раз и проблема: они чувствуют себя причиной того, что мужчины сделали с этими женщинами. История True Detective предлагает всем грешникам, в том числе и нам, искупить свою вину. Возможно, Раст и Марти были больше плохими, чем хорошими, но то, что они знают о своих недостатках, помогает им отслеживать зло и искоренять его. Они почти умерли в процессе, потому что стесняются сделать мир лучше, убив себя.

Вполне вероятно, моя социальная позиция воспринимает сериал слишком оптимистично. Возможно, все это просто про братанов, которые братаются в братанских смыслах, со всеми этими бро-фишками. Но это шоу все равно воздействует на меня гораздо глубже, чем другие сериалы. Я обнаружила себя борющейся за свою душу вместе с Растом и Марти, потому что, несмотря на то, что я не мужчина, я — лицемер и обманщик, как и каждый из нас.

«Фарго» для меня был лишь производной тысячи вещей, которые я видела раньше. Например, сериал сделан по мотивам оригинального фильма, который я очень люблю. Моя лояльность к фильму постоянно воевала с видением Ноа Хоули. Я не думаю, что получила что-то новое от Fargo сериала, по сравнению с Fargo фильмом, за исключением Эллисон Толман и Кея и Пили, лежащими на полу в комнате с архивом. Ну и еще, резонансным оказался четвертый эпизод «Eating The Blame», где есть момент, от которого мурашки по спине бегут, и сериал действительно выходит на высокий уровень художественного фильма.

Также мне показалось, что Fargo больше о том, как посмеяться над персонажами и их трагедиями. Это очень коэновский тип иронии, но это тяжело смотреть из недели в неделю. Я открыто признаю, что обе работы заставили меня проявлять весь возможный спектр эмоций: от противного щекотания нервов и переживания за героев до глубокой скуки.

Оба тв-шоу — очередная версия тех старых сериалов, где мужчины ведут себя плохо, что отрицает у обоих создателей наличие фундаментальных концепций, это типичная мужская история. Но я готова принять то, что это шоу о мужчинах, если они действительно настолько хороши собой.

ТВ: Конечно, я могу с этим согласиться.

«Фарго» высмеивает персонажей ровно настолько, насколько они этого заслуживают. Да, зачастую это смешное шоу, но после нескольких серий оно показалось мне искренним, даже слишком (за это я любил и True Detective, который может легко опрокинуть всю серьезность, причем сделать это весьма иронично). 

Фарго побеждает тем, что каждый символ в сериале не случаен и очень важен для раскрытия истории. Самый смешной персонаж в сериале — тренер Дон Чамп Глена Ховертона, который демонстрирует очень мощную сцену смерти. Та же история с Чезом Найгардом, который сначала ведет себя самоуверенно и крайне глупо шутит, а в дальнейшем оказывается чуть ли не единственным персонажем, который смог разглядеть истинный облик своего брата Лестера.

Это моя любимая вещь в телевидении: сначала ты думаешь, что знаешь все о персонаже, а потом он показывает вам, что вы понятия не имели, кто он на самом деле. В конечном итоге, это приводит меня к тому, что True Detective и правда вышел из под пера романиста, сохранив при этом все достоинства, которые есть у тв-сериалов. Пиццолатто удалось уйти от догмата реалистичности каждого отдельного персонажа.

Второстепенные персонажи сериала возможно и соответствуют этой модели: у них есть свои точки зрения и взгляды на перспективы дела, которое расследуют Раст и Марти, но сериал совершенно в них не заинтересован. Это шоу прежде всего о том, как сосредоточить свою жизнь в идеальном направлении в зависимости от обстоятельств, которые с нами происходят, и когда я воспринимаю это как некое интеллектуальное упражнение, оно меня ни разу не захватывает, в отличие от того же Fargo.

У «Фарго», наверное, не так много сил, чтобы тягаться с новаторской формой True Detective, но в нем все привычно и узнаваемо, и каждый аспект истории полностью раскрывается. Даже его разочаровывающий финал — такой же разочаровывающий, как финал любого другого тв-шоу. Возможно, мои предпочтения основаны на том, что я не могу преодолеть свое предубеждение, что атмосфера в сериале должна быть на первом месте (как и получилось в True Detective), но я не могу просто смотреть тв-шоу про Раста и Марти и думать о том, что их окружает, а не следить за самими героями. После первых двух серий я уже знал все контуры психики героев и жаждал увидеть от них чего-то большего. Fargo в этом плане гораздо более традиционный сериал, но он настолько подробно прорабатывает человеческие характеры, что кажется мне особенно хорошим в век, когда мы видим столько сериалов про антигероев (в том числе True Detective), с такой тщательной, вызывающей клаустрофобию проработкой героев.


Метки

Статьиavclubfargotrue detectiveпереводысериалы

25292

Рекомендации