Викторианская изысканность: Тим Бертон и стимпанк

Оборки, рюши и замысловатые цветочные орнаменты вышли за пределы XIX века и плотно утвердились в современной моде. А пышные юбки и тонкие блузы из филигранных тканей давно уже не ассоциируются с маскарадными костюмами или готической субкультурой. В этом сезоне викторианский стиль триумфально возвращается на подиумы, и чтобы выделиться среди прочих модниц надо не просто проникнуться изяществом кружев, а поглубже погрузиться в историю и эволюцию образа.

Когда Ее Величество Королева диктует моду 

 

На трон взошла восемнадцатилетняя Виктория, и с ее легкой руки в Англии началась революция в мире моды. Голубые крови и монаршие обязательства ничто в сравнении с желанием молодой и обеспеченной к тому же девушки выглядеть хорошо. Юная, красивая, благородная, она воплощала идеал романтизма. Хрупкость которого подчеркивал введенный в моду силуэт «песочные часы». Благодаря туго затянутой в корсет талии даже полные девушки выглядели хрупкими, а уж как выгодно он подчеркивал пышные формы, привнося в образ элемент чувственности. Богатство и пышность форм подчеркивали не только фамильные драгоценности, но и обилие декорирования на одежде. Сама ткань тоже должна была выглядеть ярко и дорого. В ходу были шелк, сатин, атлас и бархат. Все, от фрейлин Ее Величества до состоятельных, но менее родовитых дам, хотели походить на молодую королеву. Не только англичанки обольстились пышным богатством викторианского стиля, вся Европа была покорена образом юной правительницы. И сегодня, столетия спустя, мы до сих пор встречаем в коллекциях мировых кутюрье отголоски былой монаршей роскоши.

Викторианская эстетика в переосмыслении Тима Бёртона

 

Любитель мрачной эстетики и страшных сказок, американский режиссер Тим Бёртон, довольно точно придерживается стиля XIX века, даже над костюмами у него работает не один специалист, а что уж говорить о богатстве декора и пышности кринолинов! Возможно, в контексте готичности его творений, стоило бы заметить о предпочтении темных и приглушенных цветов, которые во времена Виктории не жаловали, но тут же из логического ряда выпадает «Алиса в Стране Чудес», где костюмы были нехарактерно яркими, как и макияж. Если выразительный цвет одежды отвечает всем правилам королевской куртуазности, то вот макияж, как и невообразимые прически, в общем, считались правилом дурного тона. Прекрасно понимая все прелести модного в позапрошлом веке силуэта, Бёртон оставляет как кринолины, которые подчеркивают соблазнительную линию бедер, так и корсеты, формирующие изящную талию и красивый изгиб спины. Правда, конструкция последних терпит некоторые измерения в угоду комфорту и здоровью прекрасных дам. Ни для кого сейчас не секрет, к каким плачевным последствиям может привести затянутая до 30 сантиметров талия. Пышность и многослойность юбок, как и любовь к разнофактурным тканям сохранилась и в бёртоновской интерпретации. А декорирование драгоценностями и сочетание разных фасонов иногда даже переходит границы и кажется гротескным.

Общественный протест индустриализированного стимпанка

 

Или паропанк, если вам так удобнее, относительно новая эстетика, которая взяла за основу альтернативное развитие истории, предлагая нам представить, что было бы, если бы вместе с индустриальной революцией XIX века общество пошло по стезе развития парового двигателя, а в эстетических предпочтениях зависло в Викторианской эпохе. Технократичное общество, в котором по воздуху плывут дирижабли, а по улицам ездят паровые квадроциклы. 

Почитатели подобного стиля не сходятся только в том, как же трактовать это английское слово “punk”. В зависимости от этого можно выделить два противоположных течения. Первое идет по самому простому пути, и панк в этом случае трактуется в рамках известной субкультуры как «бунтарь» либо «гниль». Так же как классовое деление принципиально для протестной молодежи, поющей Sex Pistols, для приверженцев бунтарского паропанка оно составляет суть мировоззренческой эстетики. Классы враждуют между собой: аристократия утопает в роскоши и куртуазных развлечениях, низшие сословия живут на грани бедности в вечной борьбе за место под солнцем. Такие бедняки опасны и готовы на крайние меры в борьбе за собственную жизнь. Из этих соображений, а также из некоего родства с киберпанковой эстетикой, кринолины, атлас и цилиндр могут сочетаться с кожаными куртками, корсетами и сапогами на массивной платформе или металлических шпильках-гвоздиках.

Второе направление считает, что “punk” – это всего лишь «девиантный» либо «альтернативный». На этом строится другая  легенда об Англии времен королевы Виктории, которая превратилась в супердержаву, развив монополию на паровые технологии. Представьте себе альтернативную реальность, где вместо дворецкого человека с его обязанностями справляется робот, а работы по дому совершет горничная с паровым движком. Неудивительно, что эстетика XIX века претерпела некоторые изменения под напором технократии. В костюме появились дополнительные аксессуары, стилизованные под механические устройства, но и тут правила хорошего тона довольно строги, и следует придерживаться всех светских правил приличия, выбирая костюм, чтобы не попасть впросак.


Метки

Чтениестимпанктим бертон

7452