7 амбициозных идей для стартапов

Многие мечтают перевернуть мир, но немногие осмеливаются мыслить безо всяких границ. Всегда есть какие-то внутренние барьеры: «слишком много работы», «это вообще невозможно», «все и так неплохо работает». Читайте про самые бесшабашные идеи для стартапов — это поможет вам освободиться от искусственных рамок. 

Любая из перечисленных ниже идей может сделать вас миллиардером. Но когда вы будете читать этот список, ваше сознание начнет испуганно метаться из угла в угол, как трусливая маленькая собачка. И тявкать: «Нет, это уже слишком!». Не волнуйтесь, это не признак слабости. Возможно, это признак здравомыслия. Самые амбициозные стартапы должны вас ужасать, и не только потому, что для их запуска пришлось бы потратить уйму интеллектуальных и материальных ресурсов. Большие идеи бросают вызов всей вашей личности — вдруг вы недостаточно круты, чтобы бороться за них до победного конца? 

В фильме «Быть Джоном Малковичем» есть сцена, где задроченный и закомплексованный герой встречает очень сложную и привлекательную женщину. Она говорит ему: «Дело вот в чем. Если бы ты меня заполучил, ты бы не имел ни малейшего понятия, что со мной дальше делать». Так же обстоит дело и с этими идеями. Они невидимы для большинства людей, потому что сразу отбрасываются прочь, как невероятные. Можете из любопытства прочитать эту статью, но если вы не готовы перевернуть мир, если у вас нет безумной энергии и силы, то вы не сможете извлечь никакой пользы. Поэтому не жалко делиться — все равно, скорее всего, никто не осмелится даже попробовать. 
 

1. Сделайте новый поисковик

 

Невозможно оставаться на светлой стороне силы, если у вас крутые идеи. Создание нового поисковика означает конкуренцию с таким монстром, как Гугл. Но их крепость не безупречна: по каменным стенам поползли первые трещины. Это не означает, что появилось вакантное место для новой поисковой системы, но в последнее время все больше и больше людей начинают ностальгировать по старым временам. Когда трава была зеленее, а Гугл лучше. Он, как задник учебника по математике, быстро выдавал страницу с правильными ответами. Теперь результаты запроса будто убеждают следовать саентологическому принципу: «Истина — это то, что верно для вас». Страницы больше не выглядят чистыми и разреженными, как горный воздух. Если вы случайно поместите курсор не туда, всякое может случиться. 

Путь к победе — создание поисковика, который полюбится даже хакерам и программистам. Элитной системы, которая будет давать своим пользователям невероятные преимущества, несмотря на свой небольшой размер. Секретов нет: сделайте такой поисковик, каким сами хотели бы пользоваться. Настройте его так, чтобы он хорошо искал куски кода, например. Заточите его под себя. Не волнуйтесь о долгосрочных перспективах: если вы построите штуку, которую вы и ваши друзья будут с удовольствием использовать вместо Гугла, то это уже 10% глобального успеха. Так было с фэйсбуком, когда он заполучил себе всех гарвардских старшекурсников. 


2. Уничтожьте концепт электронной почты


E-mail не был предназначен для того, чтобы мы использовали его так, как сейчас. Электронная почта — это не протокол обмена сообщениями. Для дружеских бесед и любовных посланий у нас есть социальные сети, только фрики будут писать настоящие письма друг другу на ящик. Но они могут и по старинке клеить марки и покупать бумажные конверты, глупо на них ориентироваться. Электронная почта сейчас — это список задач. «To do», только катастрофически плохо организованный. 

Люди пишут на мэйл, когда чего-то от вас хотят. Явно не того, чтобы вы просто прочитали некий текст. Так создайте сервис, который поможет сделать этот список требований явно выраженным и конструктивным. Чтобы не приходилось читать длинные предисловия, полные формальностей. Они ничего не дают, кроме бесполезного знания о том, что ваш собеседник успешно научился соблюдать деловой этикет. 

С одной стороны, электронную почту невозможно уничтожить, она заскорузлая и всеобъемлющая. С другой — маловероятно, что люди и через сто лет будут находиться в таком же аду, как сейчас. А если мэйл, в конце концов, упразднят, то почему бы не начать прямо сейчас? Самые влиятельные люди мира будут вашими первыми клиентами. Они тратят кучу времени на деловую переписку — работа с электронной почтой может занимать несколько часов в день. Обеспечьте быструю работу своего сервиса. Gmail стал мучительно медленным. Гугл не может позволить себе тратить на него много денег. Но люди будут платить за это. Успешные бизнесмены заплатят, скажем, $50 в месяц, если это сэкономит их бесценное время. 


3. Замените университеты


Многим людям в последнее время приходит в голову эта идея. И они правы. Университетское образование не стало значительно хуже за последние десятилетия, как все утверждают, но можно было бы добиться большего эффекта за меньшие деньги. Прогрессивная часть человечества постоянно умножает базу знаний. Образование неизбежно отстает и проигрывает в этой безумной гонке. В то же время, нельзя держать людей в колледжах и вузах до пятидесяти лет, чтобы они освоили все последние достижения науки. Не только потому, что тогда некому будет работать, но и потому, что за это время появятся новые открытия, это бесконечный процесс. 

Система образования организована в корне неправильно. Вы найдете массу литературы о том, какие альтернативы есть традиционному обучению и как следует исправить самые грубые «косяки». Вряд ли университеты исчезнут навсегда. Но они должны потерять монополию на определенные типы образования. Кроме того, отмена университетов повлекла бы за собой целую волну побочных эффектов. Многие люди идентифицируют себя с выпускниками определенного учебного заведения, это автоматическое получение конкретного статуса в обществе. Кроме того, потребуется замена для кампуса, ведь это важная часть социальной жизни. 

Надо добавить, что школьное образование страдает ничуть не меньше. Но там любые реформы сталкиваются с ожесточенными бюрократическими дрязгами, которые могут зарубить на корню самый прогрессивный стартап. Поэтому начинать лучше все-таки с университетов. 


4. Замените телевизоры


Cейчас мы с уверенностью можем назвать победителя среди медиа-каналов. И это интернет, а не кабель. Почему же люди продолжают тупить в телевизор, невзирая на чудовищный процент рекламы и зашкаливающий уровень абсурда? Можно прибить iMac болтами к стене и управлять им с помощью беспроводной мыши, в конце концов. Но людям нужно нечто большее, чем социальные сети и веселые игрушки. И то, и другое, подразумевает какую-то степень активного участия, в то время как после тяжелого рабочего дня сил не остается вообще. Человек хочет быть пассивным, сидеть и наблюдать за тем, как, помимо его воли, разворачивается некоторый сюжет. 

Нужно наладить этот поток пассивных интернет-развлечений. Масштаб должен быть больше, чем клипы на YouTube, которые всем давно лень смотреть. Люди должны знать, что они получают, они любят знакомых персонажей или фильмы, о которых уже где-то слышали. В общем, это серьезный повод для размышлений, потребуется немало фантазии, чтобы заменить телевизор, но если у вас получится — мир зомби окажется у ваших ног. 


5. Станьте новым Стивом Джобсом


Спросите самых честных сотрудников «Эппл», что они думают теперь о своей компании: смогут ли они и дальше создавать такие крутые штуки, как при жизни Стива? Они ответят вам, что не смогут. Нет больше фантастических идей, которые находились бы в стадии разработки. Доходы «Эппл» будут продолжать расти в течение долгого времени, но, как показывает «Майкрософт», прибыль — это запаздывающий индикатор в бизнесе высоких технологий. 

Если не яблоко, то кто собирается сделать следующий iPad? Ни один из существующих игроков. Сейчас рынок лишен своих магов и провидцев, которые смотрели бы далеко в будущее. Вы можете стать следующим гением. Конечно, это звучит амбициозно и безосновательно, тяжело стать монстром вроде яблока. Но Стив Джобс показал нам, что это возможно. У вас есть то, чего не было у «Эппл» — пример «Эппл» и их стратегия. Занимайтесь аппаратным обеспечением, если у вас есть мозги и талант. Вы должны делать свою работу лучше, чем «Самсунг» и «Нокия», а это не так уж сложно. 


6. Верните закон Мура


Эмпирическое наблюдение, сделанное Гордоном Муром, в современной формулировке звучит так: количество транзисторов на кристалле интегральной схемы будет удваиваться каждые 24 месяца. Часто цитируют интервал в 18 месяцев — это связано с прогнозом работника Intel Давида Хауса, который считал, что производительность процессоров за этот период будет удваиваться за счет увеличения количества транзисторов и быстродействия каждого из них. 

Многие неверно понимают разницу между плотностью схемы микрочипов и скоростью их работы. Раньше эти понятия шли рука об руку, что не имело принципиального значения. Но теперь эта разница стала важной. Intel не может создавать более быстрые процессоры. В прежние времена закон Мура гласил: «Ваше программное обеспечение работает медленно? Подождите, неумолимый прогресс решит вашу проблему». Сейчас, если ПО работает медленно, вы должны его переписать, а это требует намного больше усилий, чем простое ожидание. Было бы здорово, если бы какой-нибудь стартап вернул нам обаяние «старого» Мура, создав ПО, на основании которого можно сделать огромное количество процессоров, работающих как один быстрый процессор. Есть несколько способов, как подойти к решению этой проблемы. Самый амбициозный — попытаться сделать это автоматически, написав компилятор, который распараллелит код. 


7. Сделайте медицинскую диагностику автоматической


Автоматический медицинский диагноз — инновация, которая сегодня встретит огромное сопротивление. Но есть подозрение, что люди через пятьдесят или сто лет будут считать нас варварами: «Подумайте только, они ждали, пока появятся симптомы заболевания, чтобы начать лечение!». В 2004 году Билл Клинтон почувствовал, что ему не хватает кислорода. Врачи обнаружили, что некоторые его артерии заблокированы более, чем на 90%. Можно предположить, что у Клинтона было лучшее медицинское обслуживание из доступного человечеству. И все же ему пришлось ждать, пока артерии не заблокируются на 90%, чтобы принимать меры. В будущем мы будем знать такие цифры, как сейчас знаем свой вес. То же самое, например, с раком. Не надо ждать физического проявления — пусть диагноз немедленно отобразится на экране своеобразного «радара». 

Множество препятствий ожидает того, кто последует этим путем: предварительное диагностирование идет вразрез с тысячелетиями традиционной медицинской практики. Обычно человек приходит к врачу с проблемами, и врач выясняет, как детектив, что же произошло с этим пациентом. Представьте, что вы записываетесь добровольцем для участия в научном эксперименте, в ходе которого будут сканировать ваш мозг. Сканирование показывает большую опухоль. После дальнейших исследований выясняется, что это безобидная киста, но несколько дней вы живете с уверенностью, что скоро умрете. Врачи думают, что предварительные диагнозы приведут к панике среди населения — возникнет огромное количество ложных тревог, потребуются дорогие и опасные испытания, чтобы определить их несостоятельность. Но если бы людей сканировали все время, мы бы стали лучше определять, что является серьезной проблемой, а что — нет. Отделять зерна от плевел, иными словами. И вы бы знали о кисте в мозге всю свою жизнь, как знаете о родинке на ноге. Люди будущего будут жалеть нас так же, как мы жалеем тех, кто жил до изобретения анестезии и антибиотиков. 


Стратегически важные советы



 

В заключение — три совета по тактике
 


1. Сохраняйте голову холодной

Если вы хотите взяться за масштабную идею, не говорите всем, что скоро перевернете мир. Например, не надо трепать языком, что хотите уничтожить электронную почту. Если вы заявите нечто подобное, то от вас будут ждать слишком многого. Ваши сотрудники и инвесторы все время будут спрашивать, когда у вас, наконец, это получится. Лучше скажите, что создаете удобный сервис для списка задач. Это звучит вполне безобидно. Все оценят масштаб вашей работы после того, как она будет сделана. 

2. Начинайте с малого

Опыт показывает, что если вы хотите создать что-то всеобщее, то начать нужно с конкретного. Мечтаете об универсальном вебсайте? Сделайте сайт для своих коллег по работе. Ни Билл Гейтс, ни Марк Цукерберг не знали заранее, как далеко их заведут идеи. Они только знали, что придумали нужную людям вещь. 

3. Не увлекайтесь долгосрочным планированием 

Ставить перед собой в начале работы слишком большие цели — это ошибка. Чем серьезнее амбиция, тем дольше вы будете идти к своей цели, следовательно, эта цель будет казаться чрезмерно удаленной, и вы можете пойти вообще не в ту сторону. Не пытайтесь строить будущее, как здание. Ваш текущий план практически наверняка содержит фатальные ошибки. Начните с чего-нибудь, что точно сработает, а затем расширяйтесь, расширяйтесь, расширяйтесь. 
 

Источник: Пол Грэм


Метки

ЧтениеСтатьиамбицииидеипереворотстартапы

11388