Артемий Троицкий для The Guardian про российскую культуру 90-х: попса, гламур, дискотеки и бандиты

Советский Союз отгородился от всего мира и создал свою уникальную культуру. В 90-е эта культура, как и все, созданное искусственно, быстро сошла на нет. Что мы получили вместо нее?

Следующие 10 лет свободы, когда рухнул железный занавес, и в один момент исчезли все запреты, стали временем больших потрясений, что нашло свое отражение и в культуре. Индустрия развлечений еще не была сформирована, и формировалась она в весьма специфических условиях.


 

 

Конец эпохи СССР
 

В 80-е, когда СССР медленно умирал, известность приобретает Петр Мамонов со своим гипнотическим роком и Илья Кабаков, представитель московского концептуализма. Все это сопровождало эпоху перестройки и гласности, когда все покупается и продается. В 90-е практически все герои 80-х были либо мертвы (Виктор Цой, Майк Науменко, Сергей Курехин), либо отправились за границу, если были там востребованы.    


На рубеже 80-х и 90-х случился сдвиг парадигмы. В СССР из-за цензуры контркультура фактически была под запретом, что предавало ей самобытности. Вы могли написать хит и стать известным, не выступая на ТВ или радио, работая при этом кочегаром. Вы могли творить, не думая о том, как потом продать свое творчество. В 90-е в России появился рынок.
 

Также читайте: Напиток из 90-х Surge Soda возвращается
 

Если в СССР деньги особо ничего не значили, в новой России они превратились в предмет культа. Бандиты и «новые русские» приватизировали, грабили, занимались рэкетом, в один момент накапливали и спускали капиталы. Это было время возможностей, настоящая анархия. Правительство ничего не могли с этим поделать, главным лозунгом было «бери столько, сколько сможешь унести».

 

Все должны быть довольны
 

После того как поколение 80-х получило долгожданную свободу, молодые люди сделали то, что и должны были сделать — стали наслаждаться жизнью. Наглядным примером здесь будет рейв и клубная культура. Подобные вечеринки стали весьма популярны, но ничего хорошего из этого не вышло. Здесь употребляли наркотики, устраивали оргии, сюда приходили бандиты, и тут слушали плохую музыку.


 

В шоу-бизнесе попытки сделать качественную эстраду вроде Анжелики Варум или Натальи Ветлицкой тоже потерпели крах. Вместо хорошей музыки мы получили попсу, которая заполонила все. То же самое касается и кино, СМИ, дизайна и многих других сторон жизни: все смешалось с преступностью, наркотиками и гламуром. Альтернативой был русский рок и русский шансон, которые порой сложно друг от друга отличить.

 

Аполитичная культура
 

В 90-х все, кроме, пожалуй, литературы, переживало упадок. Были хорошие художники вроде Виноградова-Дубосарского, Олега Кулика или фотографа Бориса Михайлова. Однако общая картина была такова: в свободной России новое поколение не смогло создать устойчивых стилей, движений, ноу-хау. Каждый был сам за себя, стремился выделиться и сделать что-то свое. Впрочем, некоторые общие черты все-таки были.


Во-первых, аполитичность. Сильнейшие социальные потрясения, массовое обнищание, война в Чечне, развал страны — все эти события практически не повлияли на массовую культуру. Во-вторых, ориентация на СМИ. Если раньше музыканты и писатели не имели доступа к профессиональным СМИ, и поэтому им приходилось создавать свои каналы продвижения: самиздат, квартирники, «сарафанное радио» и так далее, то теперь все сосредоточились на работе с медиа. Если вас не было в модных журнал типа ПТЮЧа или ОМа, на ТВ и радио, вас не было вообще. Многие талантливые музыканты вроде Вени Д’ркина, группы Химера и других не стали известными просто потому, что не вписывались в форматы радиостанций. Зато другие прославились именно потому, что вписывались.

 

Русский брит-поп
 

Еще одна общая тенденция для культуры того времени — ее ограниченность. Россия не смогла дать миру новых Малевича, Стравинского или Эйзенштейна. Приходилось заимствовать и копировать западные образцы, поэтому появлялись «русские Тарантино», «русские Generation X» и русский брит-поп.


Конечно, были и такие яркие представители, как НОМ, Дельфин и Мумий Тролль в музыке, Максим Пежемский и Евгений Юфит в кино. Но в основном все остальное было не так хорошо.


От этой странной эпохи у нас останутся смутные воспоминания о разборках и перестрелках в ночных клубах, танцующем пьяном президенте и плохой музыке.
 

Также читайтеДля тех, кто уже забыл 90-е — подборка «обычных» фотографий из молодежных журналов того времени
 


Метки

ЧтениеМузыкаСтатьидельфинкиномузыкамумий тролльперестройкароссиясссртроицкий

22004