Русский «Оскар»: от «Разгрома немецких войск под Москвой» до «Левиафана»

«Оскар» — это круто. Фильмы на раз. Одноразовые платья на ковровой дорожке. Фото актрис из iCloud никому не интересны уже через пару недель. Более точного и емкого описания современной культуры просто нет. Однако так было не всегда и не про нас.

Статуэтка «Оскара» за достижения в киноискусстве вручается с 1929 года. За 85 лет российский кинематограф не раз удостаивался и самого пристального внимания, и самой высокой награды. Пойдем хронологически.
 


 

Дата выхода: 23 февраля 1942.

Страна: СССР.

Жанр: документальный фильм.

Режиссер: Леонид Варламов/Илья Копалин.

Сюжет: В центре внимания, смотри на название, битва за Москву времен Великой Отечественной: события периода октября 1941 — января 1942. Подготовка обороны, прием добровольцев, похороны погибших. Война, как она есть.

Номинация: Лучший документальный фильм — 1943.

Наш первый успех связан с документальным фильмом «Разгром немецких войск под Москвой» 1942 года за авторством режиссерского дуэта Леонида Варламова и Ильи Копалина. Кадры разрушенного города, противостояние жизни и смерти потрясают, мужество операторов впечатляет. В 1943 году «Разгром…» был удостоен «Оскара» в номинации «Лучший документальный фильм». Американский зритель знает его под адаптированным названием «Москва наносит ответный удар».

 


 

Дата выхода: 14 марта 1966.

Страна: СССР.

Жанр: киноэпопея/историческая драма.

Режиссер: Сергей Бондарчук.

Актерский состав: Сергей Бондарчук, Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов и др.

Сюжет: Ну, 10-й класс, Господи, прости, краткое содержание все читали. Отечественная война 1812 года как историческое испытание русского мiра, — если сразу и обо всем.

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.


 

Российские школы обременены воспитательной функцией, потому что «дети-наше-будущее» давно уже мантра, подменяющая реальный образовательный процесс. Детей таскают в пустые и скучные краеведческие музеи, где стоят памятники ненужным камням. К ним приводят артистов местной филармонии, не поступивших в Москву. В лучшем случае «нашему будущему» показывают кино, а если совсем повезет, то покажут «Войну и мир» Сергея Бондарчука 1966 года. Эта четырехсерийная экранизация романа Льва Толстого считается самым дорогим кинопроектом в истории. Масштабы картины колоссальны, съемки продолжались немыслимые для индустрии шесть лет, историческое соответствие — максимально. Естественно, фильм был направлен на «Оскар», где он номинировался сразу в двух категориях: «Лучшая картина на иностранном языке» и «Лучшая работа художника-постановщика». Высшую награду мы получили только в первой.

 


 

Дата выхода: 2 августа 1975.

Страна: СССР/Япония.

Жанр: драма/биография.

Режиссер: Акира Куросава.

Актерский состав: Юрий Соломин, Максим Мунзук, Владимир Кремна.

Сюжет: Путешественник и исследователь Влидимир Арсеньев путешествует по Уссурийскому краю с аборигеном-охотником Дерсу Узала. Приключения, бытовая мудрость — минутка отдыха в советском индустриальном мире.

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке — 1976.


 

В 1976 году «Оскар» взяла картина, которую как-то не принято считать нашей. Тому виной советско-японское происхождение. Речь о «Дерсу Узала» под режиссерством классика японского кино Акиры Куросавы. Кроме «Оскара», история о дружбе советского ученого Арсеньева и таежного охотника Узалы унесла призы еще шести фестивалей по всему миру, а на «Кинопоиске» ее рейтинг держится на 8.1 — больше, чем у этих ваших «Аватаров».

 

 


 

Дата выхода: 11 февраля 1979.

Страна: СССР.

Жанр: мелодрама/комедия.

Режиссер: Владимир Меньшов.

Актерский состав: Вера Алентова, Ирина Муравьева, Алексей Баталов, Раиса Рязанова.

Сюжет: Москва пятидесятых годов. Три провинциалки приехали за любовью, счастьем и достатком. У столицы был свой взгляд на их судьбу. 

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке — 1981.


 

«Москва слезам не верит», а Голливуд одноименной истории о трех советских провинциалках, отправившихся за лучшей жизнью, поверил, — для него это родное, как заплаканный матрас в темном углу режиссерского трейлера. Еще Голливуд любит кассу, а фильм Владимира Меньшова привлек в кинотеатры 90 миллионов зрителей, несмотря на скептические отзывы кинокритиков. В 1981 году фильм получил свой «Оскар», но режиссер не смог принять награду — Меньшов был невыездным (творческая интеллигенция имеет славную традицию писать друг на друга доносы, а потом художественно страдать). К счастью для режиссера, премию он все-таки получил, хоть и спустя восемь лет.

 


 

Дата выхода: 2 ноября 1994.

Страна: Россия/Франция.

Жанр: драма.

Режиссер: Никита Михалков.

Актерский состав: Олег Меньшиков, Никита Михалков, Ингеборга Дапкунайте.

Сюжет: Лето 1936-го. Комдив, герой и сталинский любимец Котов отдыхает на даче с семьей. Внезапное появление чекиста в кожанке душит пасторальную идиллию.

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке — 1995.


 

В 1995 году «Лучшим иностранным фильмом» стали «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. Сарказма про «Цитадель», барщину и прочие бесогоны не будет. До эпохи «Бесогон ТВ» Михалков умел играть и ставить удивительные, знаковые фильмы. Фильм так же, как и «Дерсу Узала», снят при помощи зарубежных партнеров и считается проектом двух стран — России и Франции. История комдива Котова в преддверии сталинских чисток логична и свободна от религиозного угара. Коммунизм — мрак. Россия — вечна. Оскар — обеспечен.

 


 

Дата выхода: 3 июля 1999

Страна: Россия/Канада

Жанр: короткометражный мультфильм.

Режиссер: Александр Петров.

Роли озвучивали: Гордон Пинсент, Кевин Дюхани, Едзи Мацуда, Рэнтаро Микуни.

Сюжет: Экранизация повести-притчи Эрнеста Хемингуэя о старом рыбаке Сантьяго, о борьбе как единственном способе сохранить личность. 

Номинация: Лучший короткометражный анимационный фильм — 2000.


 

Наш последний успех в американской киноакадемии находится в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм». Спасибо за это нужно сказать Александру Петрову, создавшему по повести Эрнеста Хемингуэя мультфильм «Старик и море». Картина была нарисована пальцами на стекле при помощи масляных красок. Одна минута фильма требовала больше тысячи стеклянных кадров. 

 

«Оскар»–2014

 

Несмотря на то что фильмы, претендующие на «Оскар», не смотрят сами киноакадемики, а массовый зритель забывает их еще быстрее, чем песни с Евровидения, каждый год журналисты делают ритуальное плие перед золотым идолом. Авторитет премии может быть дискредитирован как угодно — система отработает по инерции. Фраза «too big to fall» — как раз про этот случай. 

Каждый год Россия традиционно суетится: кого рекомендовать на «Оскар», если возрождение отечественного кино — это дежурство в реанимации? Правила выбора очень просты: в Метрополии никому не интересна реальная жизнь аборигенов, потому фильм должен держаться на беспроигрышных стереотипах — криминале или идиотизме. За криминал в этот раз отвечает неоднократно отмеченный наградами «Левиафан» Андрея Звягинцева. 

Фильм эксплуатирует неизменный рекламный конек в духе НТВ, который всегда находит живой отклик, — обжигающую правду жизни. Государственная власть в ленте коррумпирована и развратна, ее иго благословляет церковь. Слившись воедино, они создают уродливое чудовище Левиафана, которое терзает человека. Неактуальная проблематика, проиллюстрированная философской концепцией Гоббса аж XVII века, — авангард отечественного кинематографа выглядит как-то так.

 

Левиафан
 


 

Дата выхода: 31 декабря 2014.

Страна: Россия.

Жанр: драма.

Режиссер: Андрей Звягинцев.

Актерский состав: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков.


 

Сюжет: Продажный мэр отбирает у механика-кустаря дом, автомастерскую и землю. С помощью армейского друга механик решает противостоять бесправию и ищет компромат на чиновника.

Номинация: Лучший фильм на иностранном языке.

Удачи желаем!


Также читайте«Левиафан» Звягинцева  страшные картины русской жизни в евангельских декорациях
 


Метки

КиноСтатьибондарчуквойна и мирзвягинцевкинолевиафанмихалковоскарпремияроссия

10268

Рекомендации