Последняя битва Хоббита. «Орлы прилетели»

Пробужденный в прошлой части саги дракон Смауг сжигает к чертям собачьим Озерный город, однако в процессе увлекательных полетов во сне и наяву случайно гибнет от шальной стрелы сам. Уцелевшие горожане направляются к горе Эребор, чтобы забрать часть сокровищ: во-первых, им надо на что-то жить, а во-вторых, вместо города у них теперь — кучка пепла. Однако не только им есть дело до груд золота, в которых долгое время спал Смауг: к Эребору постепенно стекаются эльфы, гномы и орки. 


 

Пять лет производства, восемь часов экранного времени — грандиозная серия похождений маленького отважного Бильбо наконец-то закончилась (ой, всё). По идее, все должны быть довольны, кроме фанатов первоисточника — они довольны не бывают никогда. Любители хлеба и зрелищ получили свое: эльфы красивые и бегают, Смауг страшный и плюется огнем, опять скрипит потертое седло.


 

Батальные сцены сделаны идеально — без неприятного натурализма, но не то чтобы «чистенько и приятно». В этом плане Джексон прекрасно выдерживает баланс, фильм при всем своем размашистом почерке не превращается в бесконечную игру мускулами. Любители поохать над высокими материями тоже не уйдут с пустыми руками: центральная идея битвы Добра со Злом здесь обставлена кучей мелких нюансов, по мере развития сюжета успеваешь усомниться в помыслах почти всех персонажей, а потом вникнуть в детали, разобраться и понять, что не бывает в чистом виде Добра или Зла!

Важная оптика — практически все герои фильма, так или иначе, борются за то, во что верят и не поступаются своими принципами, а значит, как минимум, заслуживают уважения. А что такое хорошо и что такое плохо — каждый решает сам: не склонный к дидактике Джексон оставляет множество вопросов морального толка без прямых ответов.


 

Единственное, чего не хватает фильму (довольно ощутимый недостаток) — это некоторой стройности. Понятно, что ловко завершить такую сложную историю — не поле перейти: нужно и концы с концами свести, и визуально не скатиться, и героям не дать превратиться в декорации. И все это, в общем, Джексону удается, однако у него просто не всегда хватает дыхалки. Какие-то моменты он ощутимо растягивает (Гэндальф, сколько можно ходить?), в каких-то, напротив, без объяснений урезает психологическую составляющую событий (почему эльфы все время спасают гномов, которые им так мешают, какого черта?).


 

Ритм скачет, сюжет периодически буксует, но в итоге всегда выруливает на верную дорогу — однако при таком хронометраже скучные, излишне пафосные (орлы прилетели) или просто глупые моменты особенно отчетливо проявляются на общем, хорошо продуманном фоне. Так что для тех, у кого наблюдаются проблемы с усидчивостью и терпением, картина вряд ли станет праздником. С другой стороны, зачем вообще таким людям идти на фильм, где два с половиной часа существа разной степени причудливости гоняются друг за другом. Впрочем, важная ремарка: только у Питера Джексона они способны делать это с таким невероятным упоением.


 

Мария Ремига

cinemaholics.ru специально для Модного Петерубрга


Метки

КиноСтатьикинооркипитер джексонревьюхоббитэльфы

8428

Рекомендации