Расцвет романтических ситкомов

Этой осенью телевизионные каналы вроде NBC и ABC явно хотят заставить нас поверить в любовь. Предпосылки к этому нашествию романтических историй вы можете разглядеть уже сейчас, достаточно лишь обратить внимание на поджидающие нас в скором времени сериалы: Manhattan Love Story, A to Z, Selfie

В этих шоу есть мужчина, женщина, биологический императив и романтическая музыка. Запасайтесь попкорном и красным вином (ну, или чипсами и пивом), нас ждет море соплей и бесконечных страдальческих разговоров!

В прошлом существовал термин для подобного рода фильмов: романтическая комедия, или «ром-ком», если коротко — это 90-минутное кино с гетеросексуальной парой, гламурной работой, нереально шикарными квартирами, ну и, конечно, любовной историей. Такие фильмы начали массово появляться где-то после выхода «Энни Холл» Вуди Аллена и достигли своего пика в конце 80-х и начале 90-х. Одними из главных мастеров этого жанра стали сценарист Нора Эфрон и режиссер Гарри Маршалл.

Такие ленты рассказывают о взлетах и падениях в любовных отношениях современных буржуа. Помимо этого, в подобных фильмах часто можно встретить комментарии и отсылки к современным технологиям и городской жизни, а также социальным нормам, касающимся гендера и сексуальности. Но все это вторично по отношению к главному — любовной истории. Таким образом, просмотр «ром-комов» становится не просто приятным досугом, но настоящим ритуалом. Вот классическая схема: приятная встреча будущих любовников. Другие мужчины/женщины в их жизни. Внезапное осознание привязанности. Препятствия. Темная ночь души (душ). Примирение. Заканчивается все в лучших традициях западной комедии, от античного театра до комедии дель арте, — свадьбой! Финальные титры.

Этой осенью ТВ-каналы просто одержимы идеей «ром-комов», они даже создали для этого целый новый жанр «ром-ситком» (продолжительность эпизода 20-30 минут). Причина этому одна — деньги. Кинобизнес изменился настолько, что никто не готов инвестировать средства в среднестатистические добротные проекты: либо делай блокбастер, либо убирайся вон. Драматическая история героев, которая может быть реализована в рамках романтической комедии, стала прерогативой исключительно независимых студий. Например, фильмы Celeste And Jesse Forever и Obvious Child. Это отличные фильмы, но далеко не банальные «ром-комы».

Телевидение просто разрывается: многие каналы хотят дать шанс нишевым идеям из прошлого века. Так что и Manhattan Love Story, и A To Z — это сериалы, основанные на моде 10-15 летней давности (ситком Selfie является адаптацией полнометражной комедии «Моя прекрасная леди»). Эти новые шоу следуют проторенной тропой известных ситкомов: How I Met Your Mother (намек на ром-ком здесь уже в названии) и The Mindy Project.

Проблема в том, что тв-шоу — это не полнометражный фильм. В сериале есть много эпизодов и сезонов, это история с открытым финалом, в то время, как фильм имеет в основном закрытый конец. Конечно, теоретически можно представить, что сериал будет коротким, емким и логически завершенным, а фильм — представлять собой серию франшиз с разветвленным сюжетом, каждая из которых выходит раз в несколько месяцев.

Но истории про загадочные убийства или бравые похождения героев комиксов — это одно, другое дело — любовные истории. Мы отлично знаем, чем такие фильмы заканчиваются. С первых сцен нам очевидно, что герои в итоге будут вместе. Но что, если они вместе уже к концу пилотной серии, как в A to Z? Как создатели сериала собираются раскручивать проект на несколько сезонов? 90 минут — это одно, а девять сезонов — совсем другое.

В комедиях и драмах телевидение часто опирается на семью или работу — два отличных фундамента для долгого повествования, на основе которых можно выстроить множество сюжетных линий. ТВ-сценарист Хавьер Грилло-Марксуа называет это «пространством для действия». Как правило, это место или событие, объединяющее нескольких персонажей: будь то преступление, которое нужно раскрыть, как в Law And Order: SVU, или диван, который необходимо поднять по лестнице в духе Friends.

Любовные истории зачастую лишь часть сериала, они редко занимают все пространство шоу: любовная линия сосредотачивается на двух персонажах, у нее ограниченное «пространство для маневра». Романтическая линия лучше всего подходит для полнометражного фильма, где столь обыденные элементы, как работа и семья являются малозначительным фоном нескольких коротких сцен, а после того, как наша сладкая парочка слилась в финальном поцелуе, можно смело давать титры. Для успешного сериала, который может разрастись до шести сезонов, это совершенно непрактичная схема.

How I Met Your Mother, закончившийся этой весной, был большой удачей канала CBS, но его успех не вытекает из одной лишь романтической линии, которая, по мнению многих, вышла крайне неудачной. Пространство для действия в HIMYM состоит наполовину из мотива «друзья как семья» сериала Friends, наполовину из неожиданных фантасмагорических эпизодов и специфических шуток (зачастую шоу напоминает мультфильм, так мало в нем реализма). Сериал всеми доступными способами пытается расширить свое пространство, начиная с первой, заканчивая последней минутой каждой серии, и если это отлично работает в фильме, то удручающе выглядит в шоу, которое идет годами.

The Mindy Project пока не имел шанса провалиться, но и успех шоу связан исключительно с соответствующей нишей. Второй сезон получился заметно лучше первого, но центральная история о Минди и ее друге/коллеге Дэнни, стремящихся к интимной близости, осталась прежней. Первый сезон «Минди» был очень слабым, ввиду затянувшейся романтической линии. Как и в HIMYM, в каждой серии «Минди» мы наблюдаем повседневную жизнь доктора Лахири, но городить столько эпизодов ради долгожданного поцелуя с коллегой было излишне. Но вот пресловутый поцелуй случился, что же дальше? А дальше нужно придумать новое «пространство для действия», а это крепкий орешек как для сценаристов, так и для зрителей.

В романтических комедиях всегда есть место для светлого, доброго, вечного, в них почти всегда насыщенный сюжет. My Best Friend’s Wedding, When Harry Met Sally и Sliding Door — все эти замечательные фильмы прекрасны, каждый по-своему. Их величие как раз и заключается в том, что они заканчиваются. Мы видим либо счастливый, либо печальный конец, на этом все.

В то же время, есть что-то захватывающее в том, чтобы перенести историю романтических отношений на телевидение. Самая сложная часть в формуле ром-кома — это не роман, а комедия. Отношения — тяжелая работа. Фильм позволяет нам видеть историю только в ярких и светлых тонах, тогда как телевидение делает акцент на рутине и ежедневных трудностях знакомства, отношений и самого брака.

Многие престижные сериалы решили сделать скачок во времени повествования, чтобы лучше раскрыть психологическую реальность длительных отношений. Но это, как правило, характерно скорее для драматических, нежели комедийных проектов: Mad Men, Masters Of Sex, The Americans. Может ли ситком про отношения быть веселым и беззаботным? Довольно редкий случай, когда хэппиенд — это не конец истории, а начало чего-то большего, нежели поцелуи на фоне заката. Трудно себе представить, что какое-то из этих новых шоу решит все проблемы в одночасье, но будет просто отлично, если у них это получится.

 


Метки

КиноСтатьикинолюбовьромантикасериалыситкомытв

7260

Рекомендации