Почему мы доверяем тем, кто любит простую еду, или как едят персонажи кино и сериалов

Даже вымышленным персонажам приходится есть. Иногда еда сообщает нам важную информацию о самом герое, иногда это приятный перерыв во время основного действия, а иногда — просто чертовски хороший кофе! Это исследование направлено на самые запоминающиеся трапезы в истории кино и сериалов.

Почему нам нравятся люди,
которые любят простую еду?
 

Персонажи, которые относятся к еде без особого пиетета, мгновенно завоевывают любовь зрителей. Вспомнить хотя бы пиво с беконом Гомера Симпсона или Киру Седжвик, которая не прочь перекусить кусочком торта или шоколадкой в каждом сезоне The Closer. Им на пятки наступают Бред Питт, пускающийся во все тяжкие поедания в Moneyball и «Трилогии Оушена» (видимо, делает он это для того, чтобы мы считали его своим парнем) и Уилл Феррел в «Эльфе» с его четырьмя продуктами фаворитами: конфеты, леденцы, кукурузные конфетки и сироп. Чем больше Алек Болдуин говорит о своем экстравагантном десерте, тем активнее мы начинаем подозревать в нем что-то неладное, но как только Тина Фрей (Лиз Лемон) отвечает ему, что предпочитает таким изыскам обычный пончик в микроволновке, мы сразу успокаиваемся и посылаем Тине невидимые лучи добра.

Эта симпатия к персонажам, которые наслаждаются повседневной едой, отсылает нас к Шекспиру и другим классическим произведениям. «Если мешок сахара — это преступление, то боже спаси грешников!», — говорит Фальстаф принцу Генри в «Генрихе IV». Очень жаль, что принц впоследствии отказывается от Фальствафа, ведь зрители обожают этого толстого старика.

Мы любим этих людей не потому, что они едят много, мы любим их за то, что они не делят еду на плохую и хорошую, они ни в коем случае не снобы, они — энтузиасты, которые знают что любят, будь то пончик Лиз Лемон или стейк Рона Свансона.



 

Ник Офферман Рона Свонсона тратит много времени, чтобы объяснять другим, что приемлемо, а что нет для такого крутого мужика, как он. Несмотря на это, его любимый ресторан — это боулинг Pawnee, где он с гордостью заявляет, что изобрел turf ’n’ turf — блюдо из 16 унций T-bone и 24 унций porterhouse (виды говяжьих стейков), немного виски + сигара.

Мы любим этих людей: в процессе поглощения пищи они выглядят естественными, незащищенными, искренними, посмотрите только на Рона Свонсона! Когда человек излишне требователен в своих предпочтениях — это зачастую говорит нам о манерности и притворстве, мы считаем таких людей ненадежными и непривлекательными, а если этот человек еще и протагонист, вроде Пола Джиаматти в сериале «На обочине», то он обязательно получает свой жизненный урок, после которого напрочь отпадает желание учить других пить мерло.

Выбор недорогой еды говорит о том, что человек с умом подходит к своему рациону, решительно настроен на достижение своих целей, и ему некогда отвлекаться на гасрономические изыски. Но действительно ли актеры являются такими людьми? Ведь на экране они зачастую лишь делают вид, что едят (иначе бы у них произошел разрыв желудка на пятом дубле). Реальный процесс поедания может быть брутальным, возьмем хотя бы биологический аспект: разрывающаяся плоть, отрезанные куски, звуки хруста и измельчения еды зубами, скользская слюна, которая отправляет все это в желудок, где происходит дальнейшее окисление. Мы сидим друг напротив друга за столом и делаем так ежедневно, но никто не хочет думать об этом.
 

Не совсем корректно судить голодных в вопросах еды
 

Один из подходов — эстетизировать еду: в сюрреалистическом мире коммерческой фотографии мы видим покрытые капельками росы овощи, нежащиеся и шипящие на нержавеющей сковородке, или белый шоколад, сливающийся с черным и смешивающийся в замедленной съемке. У режиссеров даже есть специальный термин «кусать и улыбаться»: актер кладет кусок еды себе в рот и изображает высшую степень удовольствия, зачастую закрывая или прищуривая глаза и улыбаясь, как счастливый идиот. Порой это выглядит чудовищно фальшиво.

Поделиться своим удовольствием от еды зачастую бывают невероятно трудно. Для этого приходится изображать восторг, а его очень сложно показать естественно и убедительно.

Мы постоянно видим одобрительные кивки актеров во время еды. Мы верим, что они наслаждаются пищей, но все равно это выглядит неискренне. 

Способ избежать всех этих бесконечных «кусни и улыбнись», или хотя бы сделать их менее заметными — это, конечно же, история. Если в историческом контексте еда занимает центральное место, реальная биология и аффекты становятся незначительными. В фильме «Седьмая Печать» Ингмара Бергмана, когда главный герой во время перерыва в шахматном матче со смертью делает глоток свежего молока из широкой миски, последнее, что нам придет в голову — это механика потребления. Наш рыцарь делает перерыв в игре со смертью, в конце концов. Это передышка, и мы проживаем ее вместе с ним.

Лиз Лемон ест, чтобы избавиться от стресса, Рон Суонсон не может смириться, что он имеет с дело с безумными веганами, которые верят, что государство хочет их всех отравить, Макс Фон Сюдов разочарован в крестовых походах и пытается обмануть Смерть. Все эти герои герои едят для того, чтобы отвлечь себя от темных мыслей.
 

Теперь речь пойдет об Агенте Дейле Купере, персонаже,
который в наибольшей степени ассоциируется с простой едой


 

Когда Купер (Кайл Маклахлен) сидит в кафе с чашечкой своего «чертовски хорошего» кофе, зритель чувствует все многообразие вкусов, которое только можно получить от этого напитка. Любой производитель кофе хотел бы вызвать в вас эти ощущения, только вот когда мы видим людей, потягивающих кофе в рекламных роликах, для нас это совсем ничего не значит. За 30 секунд рекламы невозможно развить персонажей и их историю. Но даже если вы впервые смотрите этот отрывок из «Твин Пикс», то обязательно почувствуете чудесный кофейный вкус. Агент Купер как человек закона предлагает другому человеку закона (шерифу) подарить себе чашку кофе, и этот подарок — отличный способ борьбы с рабочим стрессом.

«Твин Пикс» наполнен стрессом. Аген Дэйл достигает баланса разными способами, но главным остается кофе и пирог. Кофе также, кстати — контрапункт перманентно присутствующей  в сериале темноты.

Все творчество Дэвида Линча строится на борьбе благопристойности с тьмой. Вместо того, чтобы показать обычную жизнь, режиссер помещает своих героев в пространство, где зло постоянно пытается прогрызть и подточить фундамент добра.

В 70-х исполнительный проюсер «Человека Слона» — трагической, трогательной, несколько гротескной истории об уродливом, но благородном Джоне Меррике, искал финансовую поддержку для картины и пригласил мастера комедии Мела Брукса на полуночный показ культового фильма, в котором присутствует сцена, где отец девушки главного героя просит передать ему маленького цыпленка, каковой цыпленок в итоге в некотором роде «оживает», что приводит мать в состояние причудливого припадка.

Этот фильм, конечно же, «Голова-ластик». Это настоящий кошмар, и единственное его отличие от ваших собственных кошмаров состоит в том, что это кошмар Дэвида Линча. Существует много гипотез о творчестве Линча: то он замысловатым образом пытается противопоставить нормальность злу, то стремится рассказать о человеческих секретах и о том, что «вещи не такие, какими кажутся», а то просто играет с нами.

Дэвид Линч — это человек, который сделал комикс «The Angriest Dog In the World» — про безумную собаку, которая всех ненавидит, и зловещий лунатический фильм «Синий Бархат», практически полносью определивший позднюю карьеру Денниса Хоппера. Кроме того, Линч на протяжении нескольких лет делал ежедневные прогнозы погоды, сидя за своим рабочим столом в Лос-Анджелесе, продавал кофе, а сейчас занимается музыкой и фирменной линейкой одежды. Так что однозначных объяснений здесь просто не может быть.
 

Возможно, дабы разобраться во всех его капризах и кошмарах,
мы должны внимательно взглянуть
на слоган фирменного кофе режиссера —
«Это все в зернах..., и я полон зерен»
 

Как и Агент Купер, Линч использует много простонародных выражений, которые создают впечатление, что он ставит себя на наше место. Любовь к простой пище также ведет нас к определенному уровню понимания, и хочется верить, что Линч нас не дурачит. Даже когда он показывают нам кошмарного карлика в красной комнате, Линч выглядит предельно честным.

И если любовь к хорошему кофе помогает ему в этом, то почему бы и нет.

 

Метки

Статьиедакинокофемясосериалысладкоетвин пикс

12592

Рекомендации