Стереолето 2014 — тринадцатый счастливый фестиваль + интервью с Jaga Jazzist и Death Hawks

В минувшие выходные на Елагином острове прошел тринадцатый (и, как утверждают организаторы, счастливый) фестиваль Stereoleto — мероприятие уже традиционное, где можно, если не увидеть любимую группу, то, по крайней мере, расслышать что-то новое для своего плейлиста. 

Позиционируя Stereoleto как фестиваль европейского уровня, команда «Светлой музыки» в этом году расщедрилась в общей сложности на 30 артистов со всего света. Точнее, со всего Восточного полушария — отметилась даже Африка, вернее Конго.

Надо сказать, что проводить фестивали в России — дело непростое. Ещё сложнее оправдывать характеристики типа «европейский». За последние пару лет ситуация изменилась, и у нас появились Kubana, «Субботник» и далее по списку с приличными лайн-апами и хэдлайнерами (в прошлом году приехали даже Blur). В этом смысле Stereoleto имеет историю: первый фест прошел в 2002 году. С тех пор были как свои неудачи, так и достижения: например, в 2009 году прогремел Ник Кейв, которого мы так долго ждали и теперь снова будем долго ждать.

По традиции Stereoleto оборачивается не просто музыкальным фестивалем, а неким комплексом мероприятий и развлечений. Первое, что, собственно, бросается в глаза — разнообразие всего и вся. Много людей, расположившихся на всей территории фестиваля: в любое время на главной поляне, например, народу было не меньше, чем у каждой из сцен во время выступлений артистов.

 

поляна
 


Много детей, благо для них вход был бесплатный; много палаток с едой, самой разной — от узбекской кухни до простых сосисок в тесте. В целом, все было похоже на прекрасно организованный семейный пикник на выходных.

Чему не вполне соответствовала музыка. В первый день номинальным хэдлайнером была группа Jaga Jazzist — широко известный в узких кругах компактный джаз-оркестр из 8 суровых норвежских мужчин и 1 суровой норвежской женщины, которые, тем не менее, известны своим здоровым чувством юмора и подписаны на авторитетнейший лейбл Ninja Tune.

 

Jaga Jazzist 
 

Так что казалось, прокачать до них не сможет никто, так поначалу и было: ни Гришковец, ни австралийцы Midnight Juggernauts особо не блеснули. Если в случае с первым это было ожидаемо, то выступление вторых расстроило: несмотря на ощутимый драйв, зажечь толпу у психоделичных австралийцев не получилось.

Зато получилось у другого человека — Антона Беляева и его группы Therr Maitz, которые выступили неожиданно сильно. Беляев, известный продюсер и участник проекта «Голос» (с Первого Канала) как артист доверия не вызывал, все-таки попса, но своим выступлением показал, какая нынче может быть попса, так что среди русских артистов в первый день фестиваля он прозвучал выгоднее всех.

 

Therr Maitz
 



Играя рок стадионного размаха и ненавязчиво общаясь с публикой между песнями, Беляев вызывал уважение например тем, что делает все правильно. После Therr Maitz на главную сцену вышли Jaga Jazzist и ожидаемо феерично и профессионально закончили первый день фестиваля.

Перед выступлением фронтмены группы и, по совместительству, братья Мартин и Ларс Хорнтветы дали «Модному» небольшое интервью. Небольшое, так как жутко опаздывали.

 

интервью с Jaga Jazzist
 

МП Как Стереолето, нравится?

Мартин Хорнтвет Вроде ничего. Красивое место, красивый парк, люди смеются и улыбаются.

МП А если сравнить с крупными европейскими фестивалями, на которых вы выступали?

Ларс Хорнтвет Здесь все больше похоже на такой семейный фестиваль, когда люди семьями приходят, с нормальными поп-рок концертами. Обычно мы сами на такое не ходим, но тут вроде все в порядке!

МП То есть здесь публика отличается от вашей обычной публики? На Усадьбе Jazz было по-другому?

ЛХ Мы сравниваем оба визита в Россию все время. Публика другая была, а место, в общем, то же самое — красивый такой парк.

МХ В этот раз все по-новому. Вообще круто, хотя и непривычно!

МП В Норвегии сильная школа альтернативного джаза. Вы сами себя относите к классической школе джаза или альтернативной?

ЛХ Альтернативной. Мы вдохновляемся, в первую очередь, электроникой и роком, а джаз-составляющая наших концертов — это духовые. Мы вдохновляемся кучей вещей, и весь этот опыт стараемся воплотить в музыке, создавая что-то необычное. Необычное для нас, в первую очередь.

МП Женщина, которая пропускала меня к вам, сказала, что Лине Хорнтвет, единственная девушка в группе, скоро уходит от вас, и что вообще вы чуть ли не последние концерты играете.

(оба смеются)

МХ Вообще неправда! Мы ей говорили про другое совсем, про нашего трубача, который от нас в марте ушел. У нас ещё куча концертов в этом году, а в следующем — выходит новый альбом. У нас был такой небогатый на события год, но сейчас, перед выходом альбома, концертов будет больше, чем когда-либо.

МП А когда альбом точно выходит? Как будет звучать?

ЛХ В начале 2015. По сравнению с нашим последним альбомом (One-Armed Bandit 2010 года — прим. автора) новый релиз будет более электронным. И звучать пожёстче будет. Много синтезаторов, и звук такой... мощный.

МП Электроника в моде сейчас. Вы этими изменениями в звуке как бы моде следуете, или экспериментируете?

МХ Многие думают, что мы много импровизируем, как джемовая группа какая-нибудь. А импровизации как таковой у нас вообще нет. Ну, разве что, во время некоторых соло.

ЛХ «Экспериментальный» — это не совсем наше слово. Скорее «богатый». В смысле, в нашей музыке очень много элементов, и все они происходят единовременно, много мелодий, играющих вместе. Так что не «экспериментальный», а «богатый». Или даже «массивный».

МП А группе вы посвящаете все свое время?

МХ Скорее посвящаем все своё время музыке. Ею мы зарабатываем достаточно, чему очень рады.

МП Кстати, как вы относитесь к тому, что большинство ваших поклонников в России полюбили вашу музыку, слушая её нелегально?

МХ Ну, именно Jaga Jazzist на протяжении всей своей истории — не особо прибыльный проект, так что нас то, о чем ты говоришь, не особо волнует. А вообще из-за доступности музыки в сети сложно всем музыкантам. Но, как я уже сказал, у нас все-таки получается зарабатывать музыкой.
 

Мы продюсируем альбомы многих норвежских артистов,
некоторые из нас — первоклассные звукоинженеры.
А зарабатывать одной лишь музыкой
новым группам сейчас — это невозможно.
 

МП Как вам русская еда?

ЛХ В прошлый визит у нас был плохой опыт, а в этот раз все замечательно!

МП А вообще что в Петербурге запомнилось?

МХ Понравилось место, которое называется «Тайга» — отличное такое место, ненапряжное.

МП Куда отправитесь после концерта?

МХ Проверим каждый бар в округе!
 

______________________

Помимо собственно главной сцены на фестивале было ещё две — Quadro Stage и «Звуквокруг». На первой выступали группы, которые для главной сцены были недостаточно известны, а на второй — русские артисты, на которых, по словам организаторов, нужно обратить внимание, каждый день по 7 групп.

 

окуджав
 



 

нина карлссон
 


Интереснее было смотреть на Quadro Stage. Жанровый спектр там был побольше, а артисты выглядели колоритнее из-за своей географической разношерстности — были представлены Швеция в лице Йенни Уилсон, Израиль и The Angelcy, а также финские психоделик-рокеры Death Hawks.

 

The Angelcy
 

Последние особенно отличились, отыграв монолитный психоделический гиг, который отлично срезонировал с жаркой погодой. После их выступления МП поговорил со стильными финнами о психоделик-роке, смерти финского металла и веганских кафе.

 

Интервью с Death Hawks
 

МП Кто лидер группы у вас?

Теему Маркулла Я не знаю, мы типа просто группа.

МП Нравится играть здесь?

ТМ Необычно. Это наше первое выступление в России, и мы очень шокированы! Из-за людей. Они неожиданно бурно реагировали на наши песни, а после концерта подходили и фоткались, автографы брали. А мы тут даже раньше не были никогда...

МП Вы просто модные ребята! Как фестиваль-то в общем?

ТМ Круто! О нас тут заботятся. Постоянно спрашивают: «Все ли в порядке?» Это очень приятно. 

МП А где был ваш лучший концерт?

ТМ В Голландии. Там нас почему-то особенно хорошо знают.

МП У вашей музыки очень южная атмосфера, что не типично для Финляндии. Как так получилось?

ТМ Это из-за всего, что с нами происходит. Природа. Даже еда, которую мы едим. Наша музыка — это такой суп из всего подряд. Ну и мы всегда слушали такую музыку, психоделичную. С южно-американским флером. Это странно, я соглашусь.

МП Для вас игра в Death Hawks является источником дохода?

ТМ Неа. Вообще нет. Постоянно приходится где-то подрабатывать. Я то тут, то там работаю, порядком надоело уже за три года существования группы.

МП А лейбл сильно помогает в плане раскрутки?

ТМ Скорее да. Мы играем не в самом популярном жанре, поэтому какой-никакой пиар нам всегда не помешает, так что лейбл помогает. После выхода нашего второго альбома мы особенно сильно это почувствовали. Вот, например, когда выступали в Будапеште, даже в телевизор попали, на главный канал!

МП Не кажется ли вам, что психоделик-рок все-таки сейчас очень популярен?

ТМ Я бы сказал, что стоунер всякий сейчас популярен. А психоделик-рок не очень. Как по мне, чтобы группа, играющая такую музыку добилась популярности, нужно мешать её с хард-роком!

 

Мне кажется, большинство групп,
считающие, что они играют психоделик-рок,
на самом деле играют просто гитарный рок.
В этих группах мало глубины, измерений мало.

 

А пресса все преподносит так, что сейчас какая-то новая волна психоделической гитарной музыки. Видимо, это понятие обретает какой-то иной смысл. Типа для того, чтобы играть психоделик, нужно просто всем об этом говорить, а музыка второстепенна.

МП Как вы понимаете психоделик-рок?

ТМ Это исследование глубины музыки и её возможностей. Комбинаций ритмов и мелодий.

МП Не боитесь, что куча одинаковых групп убьет жанр?

ТМ Нет. Не настолько все плохо. Вот если будет история, как с металлом в Финляндии, когда его стали играть все, и это перестало быть интересным, тогда я буду беспокоиться.

МП Всякие запрещенные вещества как-то связаны с психоделической музыкой?

ТМ Необязательно. Раньше от этого было не уйти, когда жанр только начинался, но сейчас все иначе. Главное, понять принципы, по которым строится жанр. Тогда весело и без стимуляторов становится. Каждый говорит за себя, но я точно не употребляю!

МП Как вам здешняя еда?

ТМ Ну русского мы ничего пока не попробовали, нас тут виноградом, грушами и бутербродами кормят. Я бы съел что-нибудь вегетарианское.

МП В Петербурге сейчас полно таких кафе.

ТМ: Ого! Я пока ни одного не видел. Они где-то в одном месте? На одной улице?

МП Нет, они во всяких модных арт-пространствах. Понимаете?

ТМ Понимаю, но я такие места не люблю... Но ради еды, скорее всего, наведаюсь. 


 

Илья Бортнюк со своей командой показали, что в состоянии организовать приличный фестиваль европейского уровня — все было красиво и приятно. Если в следующем году Stereoleto порадует петербуржцев по-настоящему крупным хэдлайнером, то фестиваль будет самым интересным и высокоорганизованным событием музыкальной жизни города.

______________________

семейный пикник стереолета
 

 

Текст: Иван Волков

Фото: Софья Быстрова


Метки

ЧтениеМузыкаСтатьиDEATH HAWKSJaga JazzistTherr Maitzиндимодномолодёжнонина карлссонокуджавспбстереолето 2014фестиваль

16332