Скарлетт Йоханссон в роли первого постчеловека

Бодрый и бессмысленный экшен о превращении Скарлетт в первого постчеловека, лучший плохой фильм Бессона за годы.

Зная о людской страсти тратить неразумные суммы денег на разного рода средства самосовершенствования, фитнесс-программы, чудо-продукты и пособия по успешной жизни, неудивительно, насколько нещадно кино эксплуатирует популярный миф об использовании человеком десяти процентов возможности мозга. Не так давно Брэдли Купер поедал умные таблетки и богател на бирже в «Областях тьмы», а на днях и Джонни наш Депп обратился сверхразумом в «Превосходстве». Теперь главный французский кассовый режиссер Люк Бессон показывает нам, как выглядит человек, включивший, наконец, мозг на полную.
 

В последней работе Бессона
сверхчеловек настолько безупречна, что ей скучно

Молли Осберг, The Verge

 

Любопытнее то, что на фоне идущей последние несколько лет дискуссии о трансгуманизме и постчеловеке, это, навскидку, первое высокобюджетное кино с амбицией высказаться по этой этически сложной проблеме. В отличие от классических супергероев, Люси в исполнении Скарлетт Йоханссон получает свою сверхсилу из пакета дизайнерского наркотика.

Мы видим Люси привлекательной безработной студенткой университета в Тайпее. Мутный тип, с которым она зачем-то встречается, вынуждает ее передать запертый кейс некоему господину Чану. События предсказуемо разворачиваются неприятным для Люси образом, и вот она уже перевозит партию перспективного наркотика внутри своего живота — надо отдать должное, это концепт, обреченный на успех.
 

...с каждой ступенью развития,
она становится все менее человечной,
все более неутомимой, более совершенной,
и в конечном счете совершенно неинтересной

Джон Паттерсон, The Guradian

 

Однако, чем больше вещества проникает в ее кровь, и соотвественно больший процент возможности мозга Люси активирован (о чем нам услужливо сообщает специальный титр), тем, похоже, менее счастлива сама героиня. После 40-процентной отметки, эмоциональной тонкостью она становится сравнима с HAL 9000.

 

Было непросто избежать в этой роли
плоской и монотонной игры

Скарлетт Йоханссон

 

 


 

Это своего рода смесь Мэрилин Монро и Терминатора
Ксан Брукс, The Guardian.

 

Далее Люси проделывает обычный шпионский вояж из азиатского мегаполиса в Берлин и Париж, попутно овладевая левитацией, управлением магнитными полями, а затем и всей материей и временем.

На визуальном уровне это выполненно в химически едкой цветовой гамме, бодро порублено в монтаже, с отчетливым привкусом ностальгии по 90-м и метафорами из жизни дикой природы (особенно странно здесь выглядят навязчивые микропланы совокуплений тварей божьих). Временами камера зависает на пару минут на задумчивом лицы Моргана Фримана, тщетно пытающегося объяснить происходящее.


 

Если бы я был более прямолинеен,
без гепардов, без биологических клеток,
это выглядело бы как обычный триллер
с очень странной концовкой.
Поэтому мне нужно было
подготовить аудиторию с самого начала,
вроде «будьте готовы к чему угодно»

Люк Бессон
 

 


 

Это выглядит так, как будто Люси
пытается сама сбежать
из собственного фильма

Гейб Торо, Indiewire

 

Все уже пошутили шутку о том, что сценаристы в работе над фильмом использовали десять процентов своего мозга, понятно, что бессоновская фантастика не материал для приложения критического аппарата, и странно ставить вопросы к правдоподобию поведения сверхчеловека, но ведь, как известно, произведение должно игарть по собственным правилам, иначе игра не честная.

 

Это (ограничение в 10%) неправда,
прелесть кино в том, чтобы смешать все подряд,
чтобы в итоге все выглядело правдоподобно

Люк Бессон
 

«Эй, ребята, Супермен не летал,
Человека-Паука не кусал паук»

Люк Бессон

 

 

В конце концов, стоило бы сдаться и наслаждаться красочным трипом, но сделать это мешает ощущение, что амбиция Бессона была выше: выйти из песочницы комиксов про супергероев, и сказать средствами поп-культуры что-то важное об «обычном постчеловеке».

Ведь за пятнадцать лет с выхода первой «Матрицы» (которую, среди прочих цитат, автор тут явно имеет в виду), никто и близко не подобрался к планке.

Как и в любом фантастическом допущении, не накладывающем собственных оганичений, если возможности героя бесграничны, становится непонятно, что с ними делать. И единственный вывод, который с грустью можно отсюда вынести — быть постчеловеком очень скучно.
 

Дмитрий Назаров


Метки

КиноСтатьикинолюк бессонпостчеловекскарлетт йоханссон

14564

Рекомендации