Жадность, похоть и обман: лучшие постеры к нуар фильмам

Марк Фертиг во введении своей книги «101 лучший постер к нуар фильмам 1940-1950» довольно точно называет нуар «крепленым ликером криминальной драмы». В этих фильмах всегда есть что-то по-взрослому бодрящее. Даже лучшие голливудские фильмы 1940-1950 годов иногда выглядят неполноценными, поскольку все их персонажи слишком уж глянцевые, и им неведомо чувство похоти или стыда.

В то время, как в Голливуде работали с надоевшими всем шаблонами долгой и счастливой жизни, такие нуар-режиссеры, как Энтони Манн, Фриц Ланг, Сэмуэл Фуллер раскрывали нам двери в темный мир мрачной Америки, где отчаянные мужчины и женщины совершают плохие поступки. Это люди, которые ничем не отличаются от нас. Ими движат сексуальное влечение и жадность, а вина за прегрешения ложится на них несмываемым пятном, которое они постоянно пытаются скрыть от других.

Плакаты к нуар фильмам выглядят поразительно дерзкими. Ни один из художников и дизайнеров, работавших в рекламных компаниях, даже не пытался скрыть природу нуара. Главная идея была в том, чтобы показать соблазнительных женщин в облегающих платьях и грубых неотесанных мужчин с дымящимися стволами на фоне неблагополучных криминальных кварталов города. Лучший плакат к нуар фильму — как веселый роджер на бутылке мерзкого дешевого пойла. Вы получаете именно то, что видите.
 

Давайте рассмотрим
девять самых самых характерных плакатов из книги
 

 

1. Side Street («Переулок»)
 

Одним из главных лейтмотивов нуара является идея о том, что любой человек может стать преступником при определенных обстоятельствах. «Переулок» Энтони Манна повествует о заурядном неудачнике Фарли Гренглере, который преступает черту, присвоив себе деньги грязного адвоката, после чего на Фарли открывается настоящая охота. С одной стороны постера мы видим благополучное семейное счастье в то время, как с другой — общественное дно, мрачное подполье, опасную трясину с коварными соблазнительницами и кровожадными гангстерами.

 

2. Human Desire («Человеческое желание»)
 

Хотя фильм 1954 года блекнет по сравнению с прошлой работой Фрица Ланга «Сильная жара», рекламный постер к нему по-прежнему остается своего рода шедевром. Он выделяет три главных сюжетных элемента фильма: убийство, свидание и нечто промежуточное между этими двумя. Безжалостная характеристика (текст на плакате) героини Глории Грэм немного несправедлива, учитывая, что на ее «человеческое желание» покушаются такие горячие головы, как Гленн Форд и Бродерик Кроуфорд. Плакат сразу дает понять, что нас ожидает.

 

3. The Sniper «Снайпер»
 

«Снайпер» — не самый известный фильм, но заслуга его создателей: режиссера Эварда Дмитрика, продюсера Стэнли Крамера и сценариста Гарри Брауна в том, что картина порой достигает уровня почти документального отображения психологического состояния невменяемого серийного убийцы. Плакат даже вызывает в нас сочувствие: мы видим одинокую слезу, стекающую по лицу стрелка в момент, когда он смотрит на своих жертв сквозь прицел винтовки.

 

4. The Sound Of Fury («Шум и ярость»)
 

Редко можно увидеть реальные фотографии на плакате нуар фильма, но «Шум и Ярость» и сам является редкостью. Первая половина фильма 1950 года рассказывает о том, как жалкий неудачник был доведен до совершения преступления, во второй же половине ленты «законопослушное» общество злобно с ним расправляется. Плакат практически требует от зрителя соединить в своем сознании образы секса, насилия и разъяренной толпы. Это напоминает своеобразный пазл — собери все части в правильном порядке и узнаешь, чем больна современная американская культура.

 

5. The Killing («Убийство»)
 

Надпись на постере к фильму Стэнли Кубрика «Убийство» сравнивает его с гангстерской классикой «Лицо со Шрамом» и «Маленький Цезарь», но «Убийство» выходит далеко за рамки обычного криминального кино. Плакат напоминает прото-поп-арт, стилизованный под комикс, имена актеров («Стерлинг Хайден») вынесены крупным кеглем как в хорроре монстров. Ярко-желтый, розовый и голубой цвета призваны показать, что фильм по-новому раскрывает для нас преступный мир.
 

 

6. Pickup On South Street («Происшествие на Саут-стрит»)
 

«Пикап» — это классика 1953 года Сэмюэля Фуллера. Дерзкий карманник Скип Маккой (Ричард Видмак) крадет бумажник у девушки по имени Кэнди. В бумажнике находится конверт с микрофильмом, содержащим совершенно секретную правительственную информацию. Постер играет со словом «Пикап», изображая женщину, которая словно откидывается на «невидимую» кровать и заманивает к себе вора. Это можно назвать недобросовестной рекламой, так как сексуальное желание не играет особой роли в сюжете фильма. Но на самом деле, это прекрасный пример того, как реклама дает публике то, чего она так жаждет (нечто более взрослое, чем продукция Уолта Диснея).
 

 

7. Detour («Объезд»)
 


 
 

Один из самых красивых и жестоких нуаров, «Объезд» Эдгара Ульмера (сценарий Мартина Голдсмита), рассказывает историю музыканта, который решает присвоить личность случайно умершего с ним в одной машине сына богача, после чего терпит череду неудач до тех пор, пока не понимает, что стал тем, кем никогда не хотел быть. Мерзкая жадная женщина, конечно же, присутствует в фильме. Постер «Объезда» намечает траекторию развития сюжета: мужчина встречает красотку в красном платье, затем нас ждет радостная вечеринка, ну а заканчивается все, естественно, трупами.
 

 

8. Sunset Boulevard («Бульвар Сансет»)
 

На самом деле, просмотр фильма Билла Уайлдера поможет вам лучше понять этот постер. Ужасное лицо Глории Свансон, которая играет знаменитую в прошлом, но ныне увядающую звезду кино Норму Десомонд, пугает нас до коликов. Она, словно чудовищный спрут, впивается своими щупальцами в нищеброда-сценариста Джо Гиллиса и мучает беднягу весь фильм. Даже если вы не видели «Бульвар Сансет», то должны найти узел из кинопленки на постере символичным. Именно так и работает Голливуд: скручивает и затягивает в свою трясину.

 

9. Night And The City («Ночь и город»)
 


 
 

Топ-5 постеров по списку Фертига следующиий: «Целуй меня насмерть», «Мальтийский Сокол», «В укромном месте», «Из прошлого», «Двойная страховка». Но ни один из них не является настолько потрясающим, как постер к фильму Жюля Дассена «Ночь и город». Привлекательная композиция и цвет плаката вводят нас в динамику жарнра: тут есть и большой босс за решеткой наверху и герой с жалким выраженим лица внизу, а всепоглощающая и манящая синяя дыра в центре скрывает в себе заветные мечты. Сможет ли человек шагнуть во тьму и взять все, что хочет, или будет стремительно тонуть в ней, пока совсем не исчезнет?
 

Тем кому мало
 

 


Метки

ЧтениеКиноСтатьидизайнисториякинонуарпостеры

12408