Кино 2014: грандиозные прорывы и провалы

Год оказался как никогда плодородным для кино: рекордное количество вернувшихся в форму мэтров одарили мир новой классикой, многие из актуальных авторов выпустили в этом году лучшие свои картины, мощными работами заявили о себе молодые и независимые. 

В течение года на экраны выходили фильмы крайне успешного оскаровского пула. Даже традиционно оплакиваемое отечественное кино скорее живо, чем нет. В 2014 просто неприлично вещать о кризисе в кино; скорее, время объявлять его ренессанс. В этом материале мы не только собрали самые мощные картины этого года, но также с болью и тоской вспомнили все самые безнадежные провалы. Итак, оправданные ожидания и разрушенные мечты.

 

* В материале мы упоминаем фильмы, которые вышли в российский прокат в течение 2014 года, даже если выпущены они были раньше. В случае отсутствия отечественного проката, считается прокат международный.

 

прорывы
 

«Волк с Уолл-стрит»: главная вечеринка года Скорсезе и ДиКаприо
 


 

По нашей логике, последняя работа Скорсезе могла находиться в возвращении грандов, однако Мартин сейчас живее кого бы то ни было, собственно он никуда не уходил: просто подкапливал силы для удара, и «Волк с Уолл» — это действительно сокрушительный прорыв.

«Волк» — пятая совместная работа Скорсезе и ДиКаприо, этого достаточно, чтобы сейчас они могли позволить себе все. ДиКаприо долго доказывал миру, что он серьезный актер: теперь он играет так, словно это его последняя роль, и завтра уже не наступит. Карлик в шлеме летит головой в мишень, по офису кружится хоровод голых проституток, шампанское смешивается с кокаином, ругательства задают речи ритм, брокеры ползают по полу не в силах разговаривать, главный герой вопит со свечкой в заду. «Волк» по полной отрабатывает свой рейтинг «R». Подчеркнуто сексуальное содержание, изображение наготы, сцены употребления наркотиков, сквернословие, и некоторое насилие — ничто не забыто.


 

Скорсезе отнюдь не морализаторствует на истории опального брокера: «Волк» совсем не фильм о том, что за все нужно платить, это фильм о том, что за такое не жалко заплатить все деньги мира. Грандиозное, непристойное, возмутительное кино, не влезающее ни в какие ворота, прекрасное в своем аморальном гедонизме.

 

«Нимфоманка»: недобрая комедия о сексе
 


 

В 2014 в российский прокат вышел фильм другого гранда, теперь европейского кинематографа. Ларс фон Триер долго томил своим эпатажным opus magnum’ом. «Мне было четыре, когда я обнаружила, что у меня есть щель», — начинает рассказ главная героиня. По ходу фильма можно узнать массу занимательного о связи сексуальной жизни Джо с искусственной мухой, десертной вилкой, женским портретом, русской иконой, книгой, зеркалом, etc. Вообще, это прежде всего, очень смешное кино. Спор в ресторане на количичество десертных ложек, помещающихся в вагине, незабываемая истерика Умы Турман в роли жены одного из любовников Джо; по сути, это камерная разговорная комедия, просто юмор Ларса фон Триера немного специфического свойства.


 

Вынуждая зрителя смеяться над вещами, смеяться над которыми как будто аморально, Триер выдавливает нас в некомфортную зону, где становится ясно, что «Нимфонманка» — гимн личности, для которой общество не успело обустроить специальную ячейку, и которая доходит до того предела, когда это уже не может ее испугать. «Я — нимфоманка. Вы — сексозависмые, а я — нимфоманка. Я презираю вас. Вы — полые оболочки. Секс вам нужен для того, чтобы заполнить пустоты внутри. Я не такая как вы. Я — нимфоманка и я обожаю свою похоть».

 

«Выживут только любовники»: тонкая и красивая история по-настоящему вечной любви
 


 

Грандиозные «Любовники», возвращение Джармуша, личный претендент на фильм года. «Выживут только любовники» — история о любви двух вампиров, неподвластной времени. Разворачивается она параллельно в экзотическом Танжере, пульсирующем загадочной жизнью — там живет прекрасная Ева (невероятная Тильда Суинтон), и в заброшенном, но красивом в своем упадке Детройте — в нем обитает Адам. Вампирские будни вечности среди омерзительных представителей человеческого рода, красота распада, грибы из открытого космоса — но, прежде всего, это тонкая, ироничная и невероятно красивая история любви.

 

«Она»: самый человечный фильм о любви к машине
 


 

В богатой традиции историй любви человека и машины Спайк Джонз проделывает по-настоящему новаторский трюк: центрального персонажа фильма нет ни в едином кадре, хотя Саманта (операционная система, в которую влюблен главный герой, с чувством юмора, обаянием и голосом Скарлетт Йоханссон) присутствует в истории непрерывно — голосом в наушнике, рисунком на экране, огоньком на смартфоне. Джонз точно находит один общий нерв: нет человека, у которого в детстве не было невидимого воображаемого друга — и это абсолютное попадание в зрительское коллективное бессознательное: история не о будущем, и не об искусственном интеллекте, она о нас, о коммуникации с собой в мире развитых коммуникаций.

 

«Отель Гранд Будапешт»: расписная шкатулка с фокусами
 


 

Уэс Андерсон на пике формы, кино того рода, которое нравится решительно всем. «Отель Гранд Будапешт» — квинтэссенция всех предыдущих работ Андерсона, замешанных вместе. Многослойная история, рассказанная автором (Томом Вилкинсон), основанная на истории, которую ему рассказали в детстве (когда он был Джудом Лоу) загадочным магнатом (Ф. Мюрреем Абарахамом).


 

Небывалая концентрация звезд в составе и особая, андерсоновская визуальность, очаровала и искушенных критиков, и обычных посетителей мультиплексов. Действие картины происходит в отеле на отшибе вымышленной европейской страны и рассказывает о приключениях эксцентричного консьержа и его юного помощника. Загадки, похищения, тюрьма, побег и поиски сокровища прилагаются.

 

«Двойник»: Достоевский в антиутопии
 


 

Формально — изложение по Достоевскому молодого дарования Ричарда Эйоди с Джесси Айзенбергом сразу в двух ролях: Саймона Джеймса и Джеймса Саймона. Первый — недовольный жизнью мелкий клерк, вялый зануда, жизнь которого превращается в хаос с внезапным появлением второго, его двойника. Двойник куда более привлекателен, сексуален и намного более уверен, и вскоре он пробирается во все сферы жизни Саймона, включая работу и привязанность к девушке его мечты в исполнении Мии Васиковска.


 

Действие разворачивается в ретро-футуристическом мире, отдаленно напоминающем гиллиамовскую «Бразилию», и настолько же затягивает в себя. И даже читавшие «Двойника» должны быть впечатлены авторской концовкой Эйоди.

 

«Исчезнувшая»: брак как преступление
 


 

Триллер по фирменному финчеровского рецепту: в адаптации популярной книги Гиллиан Флинн Бен Аффлек играет человека, подозреваемого в убийстве собственной жены. После ее исчезновения, по мере чего герой (между прочим, кинокритик) ощущает все возрастающее давление на него полиции и медиа.


Разумеется, все окажутся не теми, кем казались. Финчер создал сложное и масштабное высказывание на тему брака. Любовь и ненависть, бытовые ссоры и обман — медленный, нагнетающий тревожность триллер, оставляющий зрителя опустошенным и растеряным.

 

«Звездная карта»: Голливуд как метафора ада
 


 

Нокаутирующий выход иконы независимого кино, раздающего всем на орехи: Голливуду, человеческой алчности, лицемерию и обществу в целом. Ядовитая и злая притча про 13-летнего мальчика на колесах, его маму-агента на колесах, папу-психотерапевта-шарлатана, маниакальную сестру на колесах и стареющую голливудскую звезду на колесах.


 

Инцест, убийство, наркотики, галлюцинации — вся мифология голливуда доводится здесь до стадии кошмарного сна, настоящего ада. «Звездная карта» — желчная сатира якобы на Голливуд, но на деле это ни больше, ни меньше, как кроненберговский приговор обществу.

 

«Отрочество»
 


 

Последний и, возможно, самый важный релиз года: результат двенадцатилетней работы Ричарда Линклейтера. Это большое кино, работающее на той магии, что едва ли поддается рефлексии. Трехчасовой фильм, в котором не происходит ничего особенного, и от этого невозможно оторваться. Это история восьми лет жизни заурядного американского подростка непостижимым образом становится историей каждого из нас.


 

Линклейтер решительно отменяет каноническую драматургию, трехчастную структуру и прочие правила хорошего тона. Не будет ни завязки, ни кульминации, ни всеобъясняющего финала. Это, прежде всего, фильм о том, что драматургии в жизни нет. Все, что с тобой происходит — непредсказуемо, бессмысленно, изредка прекрасно, и скорее всего никогда не повторится. Жизнь как череда хаотических банальностей, к которым ты никогда не готов. Не будет ни стартового пистолета, ни финишной ленточки. Весь этот мусор и жемчуг не сложится в правильном порядке в пазл. Но в нагромождении неурядиц и нелепостей без всякой системы и высшего замысла иногда с тобой случается что-то незабываемое.

 

провалы 
 

«Ной»: жаль, что кто-то выжил
 


 

Даррен Аронофски, долго время ходивший в больших надеждах интеллектуального кино, собрался с силами для своего широкомасштабного высказывания о самом важном. Но, подобно другому герою этого обзора, не соразмерил замах с ударом.

Ною приходит видение, он отправляется за разъяснениями к деду Мафусаилу (в исполнении Энтони Хопкинса), тот напаивает праведника галлюциногенным чаем, после которого Ной узрит и потоп, и путь к спасению. Из божественный капли мгновенно вырастет лес, и Ной приступит к строительству ковчега...


 

Неизвестно, планировал ли Аронофски вызвать абсолютное отвращение к своему главному герою, но справился с задачей он блестяще. Ной готов спасти каждую тварь (в двух экземплярах, разумеется), но охотно дает погибнуть всем людям земли, дабы создать прекрасный и чистый мир — после истребления всех людей, включая собственных родных.

Как независимый автор, получивший большой студийный бюджет, Аранофски хотел кино для всех сразу: отсюда и пластиковый эпос, и неземные исландские пейзажи, и батальные массовки, но непонятно, для кого он в итоге. Единственный определенный вывод, который удается вынести из зала: люди — отвратительные копошащиеся черви, а Бог хуже них всех.

 

«Превосходство»: голова профессора Деппа
 


Дебют оператора Кристофера Нолана Уолли Пфистера, фантастическая драма с Джонни Деппом в главной роли. Пфистеру, очевидно, очень хочется быть Ноланом, и как верный ученик он перенимает у него темы, масштабы, амбиции и сложное выражение лица (конкретно Деппа в очках), но талант постановщика и оригинальная идея уже не помещаются.


 

Отработанная в руду еще в восьмидесятых тема порабощения мира искусственым разумом спотыкается о посредственную постановку и хлипкий сценарий. Депп, который и без сай-фай атрибутов давно выглядит несколько дигитальным, картину не спасает, да и присутствует в ней по большей части в виде чего-то вроде головы профессора Доуэля. Глядя на это, даже его любящая жена просит выключить изображение.

 

«Охотники за сокровищами»: недобрая охота
 


 

В пересказе «Охотники» звучат как безудержный праздник: убийственный актерский состав (Мэтт Дэймон, Билл Мюррей, Джон Гудман, Жан Дюжарден, Боб Бэлабан, Кейт Бланшетт) в помощь к самому Клуни, реконструировавшему 70-летней давности миссию искусствоведов, художников и архитекторов по спасению похищенного нацистами искусства. Своего рода «Грязная дюжина», выполненная художественными средствами «Одиннадцати друзей Оушена». Благодаря этому сюжету картина попала во всевозможные списки самых ожидаемых фильмов года.


 

Но шутовская мужская бравада Клуни наталкиваются на кладбищенской серьезности темы жертв войны, поданные с интонацией лекции по мировому художественному искусству. Ни один герой не упускает возможности произнести небольшую речь о цивилизационной природе искусства и его неоценимом значении для мира. В результате остается удручающе плоская картина, оживающая от момента к моменту, лишеная какого-либо напряжения и перегруженная сознанием своей важности, подогреваемым позывными капитана Клуни о том, что только они способны выполнить культурно значимую миссию.

 

«Принцесса Монако»: единодушный приговор



 

«Принцесса Монако» — похоже, образцовый провал каннского фестиваля в этом году: байопик Грейс Келли в исполнении Николь Кидман не понравился, кажется, вообще никому. Фильм рассказывает о периоде жизни Келли, когда она покидает Голливуд и становится княгиней Монакской после замужества с князем Ренье III в 1956 году. Правитель Монако, его сестры Стефания и Каролина сделали официальное заявление, что представители рода были изумлены сценарием и отстранились от проекта. Не станем их винить.


 

Грейс страдает, непрерывно плачет, истерит, и в итоге с помощью женских чар триумфально меняет историю. Образцово дурная мелодрама с плохим вкусом и мещанским посылом.

 

«Дивергент»: киберпанк для девочек с конформистским месседжем
 


 

Еще одна young adult франшиза из линии «Голодные игры»-«Игра Эндера» с арсеналом киберпанка и конформистским месседжем. Вероника Рот («Дивергент» основан на ее романе 2011 года, первом из трилогии) переписывает Филипа Дика для самых юных, и первую свою половину фильм еше работает как бодрое юношеское приключенческое кино. Но чем дальше, тем больше действующие лица теряют мотивацию, сценарий — логику, приемы, которые режиссер заимствует из классиков жанра, мешают друг другу. В сухом остатке картина сообщает только то, что интеллектуллы — это нелюди с недобрыми намерениями, которым не стоит доверять, а мир спасут бравые юные омоновцы. История растворяется в попытке смешать в нужной пропорции киберпанк и романтику для идеальной галлюцинации старшеклассницы.


 

Чтобы целевой зритель хотел с ней идентифицироваться, героиня должна победить подростковые комплексы, но при этом найти защиту у крепкого скуластого героя (их для наглядности два: сильный плохой и сильный хороший). Но еще она должна спасти его сама. Чтобы он спас ее. Но потерять близких. Но спасти мир. И уехать вдвоем на поезде за стену в следующий фильм. «Пустота года» — официальный титул и общий диагноз жанра.

 

«Интерстеллар»
 


 

Здесь мы оказываемся на крайне зыбкой почве: известно, что нолановский эпос разделил критиков на два лагеря, в одном шумно празднуют триумф «нового Кубрика», в другом недоуменно поводят плечами. Мы, впрочем, не можем не согласится с журналом The Village Voice, который путем голосования 85 кинокритиков назначил «Интерстеллар» худшим фильмом года.

Действительно, такой пропасти между нагнетенным ажиотажем и беспомощностью результата в этом году не было.


Дмитрий Назаров

 

Метки

КиноСтатьиандерсонаронофскиджармушдикапироитоги 2014кинокроненбергЛинклейтерноланпровалыпрорывыскорсезетриерфинчер

17724

Рекомендации