«Кибер»: брутальное возвращение Майкла Манна

Майкл Манн — один из самых уверенных в себе и сильных дизайнеров мира. Он пережил в собственном творчестве и прилизанные 80-е, и панк середины нулевых. Теперь его камера размывает пространство и трясется под неровные миксы. Ну, мэтру можно.


 

Большую часть своей карьеры Манн занимался созданием коммерческих фильмов, что называется, для широкой публики. Но с «Полицейскими Майами» 2006 года что-то пошло не так: его стиль стал более непонятным, абстрактным и в то же время грубым. Тогда же Манн стал позиционировать себя как безупречного широкоформатного мастера и отправился в большое плавание по волнам кино.

«Кибер» (в оригинале Blackhat) — первая работа «безупречного мастера» за последние шесть лет. Фильм получился жестким даже по стандартам самого Манна. Он будто нарочно не отшлифован, но никто, честно, никто не смог бы снять «Кибер» так, как Манн. Нарочно дерганый звук, 50% диалогов вообще непонятны, грязная картинка — похоже на зарю цифрового кинематографа. (Ведь тогда люди тоже называли ЭТО фильмами?) Странно, но в фильме слишком много грубой, необузданной энергии, учитывая, что большую часть экранного времени герои печатают и кликают мышкой.


 

Сюжет «Кибера» далек от гениальности. Тем не менее, его корни растут из хорошей фантастики: личные коды, агентства воруют друг у друга информацию, деньги летают между банками, перепродаются фьючерсы. Первая сцена фильма: нам показывают, как по планете цикрулируют потоки информации, белые линии перемещаются по Европе, с одного полушария по континентам и обратно на спутник, а потом в компьютер электростанции, и там информация превращается в маленькую частичку архитектуры жесткого диска.


 

Китайские атомные станции и Чикагская товарная биржа подвергаются регулярным кибер-атакам. Предполагается, что это работа одного и того же хакера. Найти его отправляют объединенные китайско-американские силы, которыми руководят Барретт (Виола Дэвис) и Чен (Лихом Вэнг). Но есть одна сложность: часть программы для кибер-атак была написана самим Ченом во время обучения MIT. Чтобы поймать хакера, из тюрьмы выпускают сокурсника Чена — Хэтвея (Крис Хемсфорт). Последнему предлагается оказать содействие властям в обмен на изменение приговора.

С этого момента сюжет скручивается в фаталистическую кибер-вселенную, обреченную любовь, коллекцию ночных кафе, личных самолетов, скоростных лодок и сверкающих ночных огней. Игра Хемсфорта прямо говорит, что он хорошо усвоил каноны Манна, и напоминает Роберта Де Ниро в «Схватке». И это замечательно.


 

Весь фильм — это попытка изобразить современный виртуальный конфликт, где деньги играют роль обычных цифр на экране. Тем не менее, здесь есть и привычные для Манна приемы. Он может потратить целую сцену, чтобы показать героя на фоне океана или белой стены как символа чего-то бесконечного. Он использует профессиональный жаргон, военную технику и современную архитектуру, что, во-первых, добавляет веса картинке, и во-вторых, привносит в нее поэзию: лодка плывет по каналам ночного Гонконга, штурмовики стоят за скульптурами Ричарда Серры, и в «Кибер» был снят самый красивый телефонный звонок за всю историю кино.

«Кибер» — это сложная, большая работа режиссера, наполненная вещами, которые он исполняет лучше всего и лучше всех. Что, конечно, не отменяет общей хаотичности картинки. 
 


Метки

КиноСтатьиblackhatбудущеевозвращениеде нироинтернеткиберкиберпанккомпьютерыманнхемсфорт

5176

Рекомендации