Мнение: дизайнеры оценивают новый логотип Петербурга

Студия Артемия Лебедева на прошлой неделе представила туристический логотип Петербурга, породивший волнения в социальных сетях: противоречивые реакции в диапазоне от «наконец-то у города появился приличный логотип» до «очередного жалкого творения Артемия Андреевича». Мы обратились к экспертам, чтобы понять, действительно ли логотип Лебедева такой безнадежно «не петербургский» или всему виной беспомощность хейтеров и зависть менее успешных коллег. 


наш герой
 


 

 

комментарии экспертов
 

 

Никита Юткин,
директор агентства ENDY

 


С первого взгляда, конечно, думаешь «вы это серьезно»? Сначала над Москвой издевались, а теперь и до Питера добрались? Но, на самом деле, важно рассматривать фирменный стиль как систему. В совокупности все логотипы, шрифт, цвета и графические элементы на различных форматах выглядят гармонично и хорошо. 

Смотря на эту работу, надо держать в голове, что знак создавался не для горожан, а в первую очередь для привлечения туристов, поэтому, наверное, свою функцию выполнять будет. 

Видно, что Артемий Лебедев любит Питер явно больше, чем Ижевск.

 

Алексей Шургин, 
ведущий дизайнер интерактивного агентства Kelnik

 


На тему лебедевских работ всегда слишком много желающих высказаться. И перенос, мол, нетрадиционный, и волна кривая, и почему нас не спросили, и, вообще, руки прочь от Петербурга, moscow bastards — все в таком духе. 

Если посмотреть только на исполнение — уверенно, с очень характерной и крутой шрифтовой частью. То, что используется система знаков предсказуемо, но оправданно. Если смотреть как на туристический бренд, то уже грустнее — образ дружелюбный, но обтекаемый — то есть какой угодно и вместе с тем никакой. Чтобы проверить этот тезис, посмотрите на все знаки и опишите ощущение. Получится «современный город с чем угодно». А если по первому впечатлению, то несколько курортно. 

Мне нравится что тема территориального брендинга на поверхности и кто-то работает в этом направлении, безотносительно к мнению о логотипе. Это развивает визуальную культуру.

 

Михаил Шишкин,
креативный директор SHISHKI

 


Традиционная проблема при обсуждении работ Студии Артемия Лебедева по созданию территориальных брендов в том, что собственно бренды-то и не создаются. Студия разрабатывает логотипы и фирменные стили, везде об этом пишет, но экспертами, да и местными жителями оцениваются они как бренды. То есть как сумма представлений, которые складываются в голове о том или ином продукте или в этом случае городе. Так что тут налицо, с одной стороны, проблема критериев оценки, а с другой, как представляется, ошибка в подходе к решению задачи.

Когда дизайн-судия занимается визуализацией образа на уровне логотипа, стиля шрифта и так далее, она должна опираться на уже сформулированную суть бренда, разработанную в соседнем отделе или в другой компании (не суть важно). Тут же, как кажется, произошла подмена понятий, и заказчик сразу пришел к дизайнерам (либо просто нам доступен не весь проект, а только вершина айсберга) и работа по созданию бренда осталось в головах и гипотезах дизайнеров, и мы сейчас можем лишь догадываться, что хотел сказать нам автор.

Что ж, попробуем достроить картину. Работа сделана профессионально, с любовью и ответственностью, это видно. Также стиль решает ряд важных функциональных задач: за счет большой и гибкой системы и характерной типографики дает множество инструментов для работы со стилем, а, значит, возможность развиваться, адаптироваться и жить. Город многолик, и отсутствие единого образа в знаке, безусловно, логичный шаг, метафоры понятны и гибки, но строятся вокруг центрального образа — нимба, показанного в меру иронично, что также подходит для города все-таки светского. На уровне интонации и визуального языка мы можем увидеть обращение к молодому поколению и, безусловно, к приезжим, гостям города, туристам. Мы видим Петербург периода белых ночей и солнечных дней мая–июля. Думаю, люди, приезжающие в Питер, видят его таким, светлым и открытым, без темных колодцев, длинных зимних ночей, медлительности и рефлексии, свойственной петербуржцам, которые скорее воспримут его несколько чужеродным, не таким, каким они чувствуют свой город, чуть более суетливым и неестественно жизнерадостным.

 

Ян Лео,
ведущий графический дизайнер Breadhead

 


Туристическая айдентика Санкт-Петербурга производит приятное впечатление, выглядит живо, привлекательно, но в то же время остается сдержанной. Нравится системный подход в построении логотипа и фирменного стиля. За счет общего композиционного решения графики и уникального шрифта логотип всегда будет узнаваемым при любых вариациях в рамках руководства по использованию. Гибкость стиля дает много возможностей для коммуникации с аудиторией, а это основная задача туристического бренда города. К тому же не так часто в России встретишь пример продуманной динамической айдентики такого масштаба, поэтому есть еще один повод порадоваться за свой город. Логотип функциональный, нестандартный и это круто. 

Насчет волны негативных мнений, можно сказать, что эти мнения довольно субъективные — по принципу «нравится — не нравится», поэтому они не несут никакой практической пользы. Сейчас дизайн обсуждает намного больше людей, чем раньше, но это не значит, что количество разбирающихся в визуальных коммуникациях увеличилось в тех же масштабах. Дизайн, в частности, логотип — это инструмент, а не произведение искусства. Его предназначение прежде всего практическое, эстетика на втором месте.


Золотухин Егор,
основатель креативного агентства CoffeeMilk Interactive

 


Глядя на этот логотип, у меня не возникает совершенно никаких ассоциаций с Петербургом, скорее с каким-нибудь курортным городом вроде Сочи или Одессы. А фирменный шрифт порой и вовсе напоминает арабскую вязь.

В Петербург люди едут прежде всего ради Мариинского театра, Эрмитажа, Петергофа, Исаакиевского собора, Петропавловской крепости, Пушкина, Достоевского. Ради великой культуры и еще более великой истории. Но никак не ради оранжевого солнца (чашечки, булочки и так далее) и синего моря.

Автор совершенно не понимает и не любит этот город. Наверное, потому что сам с ним слишком мало знаком.

 

Дмитрий Костин, 
генеральный директор Touch Instinct 

 


Говно.
 

*Мы опубликовали мнения только тех людей, которые максимально оперативно прислали нам свои комментарии. Мы также написали Стефану Зигмайстеру и Владимиру Мединскому, но они пока нам не ответили. Будем держать вас в курсе.
 


Метки

ГородСтатьиайдентикаартемий лебедевдиджиталлоготипПетербургпетербургские дизайнерыспбтуристический логотип

16644