Хит-парад. Лучший альбом 2012

 

Предоставленный самому себе Анатолий Никулин самовольно выстроил некую иерархию из работ приглянувшихся ему команд, которая и легла в основу хит-парада. Мнение редакции может не совпадать с мнением Анатолия. И не совпадает. Но разве его это волнует?

 

Итак, настал момент истины. Хочу вам предоставить список лучших альбомов 2012 года (по моему скромному мнению).

Также, если вы помните, неделю назад мы создали голосование, результаты которого я обнародую в конце статьи, как и обещал, в качестве социологического опроса и сравнения. Резюмируя всё выше написанное, надо будет подвести итоги года.
Не буду долго тянуть и писать различные лирические отступления и приступлю к расстановке мест в этом хит-параде. Мы пойдём по классическому принципу «count down» с десятой позиции к первой.

10. Motorama — «Calendar»

Люди, знающие меня, понимают, что иначе и быть не могло. Но по факту появления голосования, возникло недоумение по поводу самого присутствия данного альбома в списке лучших. 

Ну, это довольно сложная история. Начну с того, что если бы в моём списке было двадцать альбомов, как планировалось изначально, моторамский «Календарь» занял бы почётное двадцатое место. Но суть дела не меняется, и «Моторама» оказались бы в самом конце любого списка независимо от числа позиций.

Здесь довольно простой расчёт: среди всей хипстерской субкультуры, которая из последних сил поддерживает своим вниманием и кошельком данную эстетику, этот альбом произвёл фурор, естественно, не музыкальный, а чисто медийный. После первого полноформатника «Alps», вышедшего в 2010 году, публика явно ждала следующего, потому что, со стороны «Motorama» выглядела подозрительно успешным коллективом на данной почве и со своим багажом за плечами (например, успех «Pompeya», в принципе, объясним, но сейчас не об этом).

И вот, дождались. Альбом породил самые полярные мнения, и, впервые, в полный голос зазвучали нотки сомнения в «моторамской» подлинности и «крутизне». Причём, прозвучали достаточно мощно, создав определённые прения в различных сообществах. Так что, разговоров была целая тонна. В основном по этой причине, я включил данный альбом в хит-парад.

А ещё чуть позже, я стал изучать музыкальное сообщество «Mother Land», которое продолжает вовсю культивировать хипстерскую тему. Из трёхсот имеющихся наименований, около двухсот пятидесяти являются калькой собирательного образа хипстерской «инди-пост-панк группы», калькой «Моторамы». Жители этого сообщества незабвенно восторгаются каждым релизом огромного количества скучнейших и откровенно слабых команд. Среди них «Моторама» действительно выделяется своим визуальным подходом, звуком и какими-то мелкими фишками, не имеющими к музыке даже косвенного отношения. Так что, я для себя сделал вывод, что они — худшие из лучших. Если бы у меня имелась некая форма идиотии, и я бы поставил в хит-парад не десять наименований, а скажем, триста, то я бы засунул туда все эти многочисленно-одинаковые коллективы, а во главе поставил бы альбом группы «Моторамы» «Calendar».

9. Пост-Материалисты — «Junky Tapes»



При всём моём интересе к персоне Сергея Ефремова, этот альбом я даже не смог дослушать до конца. Его нарочитость режет слух, а интересен скорее сам автор — персонаж исключительно необузданный, странный, дикий, полный противоречий и очень русский. Моё уважение к нему связано с тем, что он баламутит воду, пытаясь сотрясти это огромное несчастное болото. Он маленький и он практически один, но на своей поляне у него это получается здорово и, порой, убедительно. По собственному признанию, музыкантом не является, а музыкой считает лишь выход своей творческой энергии. Сам же коллектив — плавающий, и больше напоминает вывеску для сольного проекта Сергея, где остальные музыканты не имеют большого значения. Они очень часто меняются и, в зависимости от состава, меняется и стиль музыки. Каждое выступление проходит как-то иначе, и само действо весьма непредсказуемо. К примеру, недавно ребята ездили в тур, и Ефремов просто собрал людей из разных городов без каких-либо репетиций. Эдакий хэппенинг немного в духе курёхинской «Поп-Механики». Получается не очень массово и местечково, но, когда получается — дым стоит коромыслом. Из седой, брутальной  средневековой былинности русского авангарда когда-то уже должен получиться некий законченный портрет. А пока что, это размазывание красок по холсту. Стоит обратить внимание, прежде всего, на музыку: авангард должен заинтересовывать слушателя и быть созидательным. На тотальной разрухе невозможно что-то построить. Тем не менее, за веху в современной российской музыке «Пост-Материалисты» входят в десятку лучших альбомов 2012 года.

8. П.Т.В.П. — «Ультиматум»



Если бы в моём списке было двадцать альбомов, то данный альбом занял бы одну из центральных позиций — в районе 10 места, а если бы я составлял хит-парад из уже известных групп, то эта работа обязательно вошла бы в первую тройку.
Группы «старшего» поколения в этом году не сделали ничего интересного. Даже мои некогда любимые «...И Друг Мой Грузовик» выпустили в этом году «Годы Геологов» — откровенно провальный альбом для столь замечательного коллектива. С другими то же самое — старшее поколение сдаёт позиции, выдавая скучнейшие работы. С «ветеранами» дело обстоит не лучше.

Что же касается Лёхи Никонова и его команды, в этом смысле он впереди планеты всей. Несмотря на почтительный возраст коллектива и большое количество релизов, «Танки» не сдаются и находятся в постоянных поисках. Многие меняются, но часто не в ту сторону. А вот у Никонова всё всегда в точку и, при этом, неизменно живо и интересно.

Альбом получился выверенный как часы, точный, добротный и максимально жёсткий. Жёсткий до откровенной крастовости и тупости текстов-кричалок, которые являются своеобразной примитивной краской, умело используемой художником. Музыкально альбом безупречен и, безусловно, интригует. При том, что в преддверии выхода было объявлено о «возврате к корням». Возврат получился на качественно новом уровне. Творческий рост не прекращается, и надеюсь, продолжится.
Но почему же, всего-навсего, восьмое место? Ответ достаточно прост — группа «П.Т.В.П.», несмотря на свою «народность», всегда была жанровым коллективом и вертелась вокруг одного и того же стержня. Жанровость всегда ограничивает общее восприятии музыки и относит слушателя к определённому берегу. По этой причине, хоть сто раз прекрасный альбом «П.Т.В.П.» не смог бы занять в моём чарте более высокую позицию. Но, поверьте на слово, из огромного количества прослушанных работ, этот альбом достоин быть в этом списке, потому что он действительно хорош, а я выбираю только лучшее.

Небольшая ремарка: далее по списку идут альбомы с заделом на будущее. Эти работы претендуют на более высокие позиции, поскольку, помимо своей неточности и некой аморфности, имеют стремление к новизне. Сам задел очень неплох, но некоторые причины помешали им выйти на самый верх. Эти причины я попытаюсь обрисовать далее.

7. Slow Suicide — «Plyaska Smerti»



Этот и следующий альбом вполне могли бы поменяться местами в данном хит-параде — суть осталась бы неизменной. Но я принял именно такое решение и чуть позже объясню — почему.
У «Медленного Самоубийства» этот релиз уже не первый. Прошлогодний альбом был более аморфным, что, в общем-то, нормально для молодого коллектива. Эта работа уже более зрелая и не лишена каких-то осязаемых контуров, но, все же, есть присутствие некой неопределённости. Несмотря на ясные очертания, всё будто хранится в каком-то недораскрытом виде. Альбом очень интересен, но чего-то не хватило. Сценически коллектив, пока что, выглядит куда более интересно и выигрышно чем на записи. Их песенный материал в визуальном воплощении приобретает новые смыслы и слои. А вот те же самые песни в записи, выглядят не так потрясающе убедительно. Возможно, дело кроется в самом материале, который, я надеюсь, будет улучшаться и становиться более интересным и сложным в музыкальном, концептуальном и философском планах. Хороший задел на будущее, с нетерпением ждём продолжения.

6. Электрофорез — «1»



Как я уже писал, этот альбом мог бы поменяться местами со «Slow Suicide», но после некоторых раздумий и дополнительных прослушиваний, я понял, что концепция «Электрофореза», на данный момент, выглядит более выверенной и чёткой, именно поэтому — шестая позиция в чарте.

Как и «Suicide», «Электрофорез» более интересны для меня в живом варианте; точно так же в них чувствуется недораскрытый внутренний потенциал. Если бы была возможность ставить на одно места два альбома, то «Суицид» и «Электрофорез» заняли бы это место с равными пропорциями, несмотря на различный музыкальный подход. Но альбом под лаконичным названием «1», мне показался чуть более выверенным и точным.

5. The Shapka — «Torsion Fields»



Среди модного нынче трэша в разных его вариациях, эти ребята — самый удачный пример. Альбом дикий, странный, не располагающий к себе, но очень хороший после пятого-шестого прослушивания. Кстати говоря, намедни вышел клип на заглавный трек этой короткометражки, показывающий группу в полный рост и в полном объёме — картинка складывается окончательная. Дикий и ужасно интересный электронный авант-трэш, от которого ни глаз оторвать, да и пером толком не описать

4. CMYK — «Lorem Ipsum»



А вот это уже моя личная драма, имеющая очень отдалённое отношение к передовым направлениям и возможным открытиям. Всей душой и сердцем я прикипел к альбому ныне почившего коллектива «CMYK», которого хватило лишь на небольшое количество абсолютно разных и прекрасных треков. Дань старому прогу, новому около-стоунеру и ещё непонятно чему не даёт ни малейшего эффекта ревайвла, несмотря на то, что кажется порой, Фрипп сделал ещё один «Красный». Тут рифология своя, музыка своя, время другое, страна другая, язык (кое-где) совсем другой. Смесь разных мелочей составляет, в конечном итоге, большое полотно с разными очень маленькими пикселями. На эти «пиксели» приятно натыкаться то тут, то там. Замечательная пластинка и, наверное, лучший роковый (или максимально приближенный к этому разряду) альбом 2012 года. Жаль, что группа преждевременно распалась, интересно было бы понаблюдать за её эволюцией.

Ещё одна небольшая ремарка: в качестве трёх лучших пластинок этого года я выбрал работы, не относящиеся напрямую к какому-либо направлению. Вне законов жанра, рамок, будущих тенденций, подающих надежды дебютов и, тем более, какой-либо субкультурщины. Чрезвычайно тяжело в нашем огромном болоте найти вещи, которые действительно «из ряда вон» и настолько сильно идут наперекор всему тому, что есть вокруг. Но три по-настоящему уникальные пластинки я всё-таки откопал, и, наверное, каждая из них могла бы поменяться местами друг с другом, но последовательность я выбрал следующую...

3. Фиорд — «Игры»



Всё-таки странно было бы Фиорда поставить на второе место, или, тем более, на первое. Но не отметить этот альбом никак нельзя. Вставлять его в контекст десятки — тоже, вроде бы неверно. Он разительно отличается от очень многих работ и любая имеющаяся канва для него просто тесна. Идеально для «Игр» — третье место.

Фиорд — товарищ крайне любопытный, крайне интересный и крайне нетранспортабельный. Как с ним быть, не очень понятно. Альбом в этом году прошёл мимо всех хит-парадов, да и сам Фиорд особенно никуда не рвался, приуменьшая собственные таланты, видимо, по причине понимания всей коррупционности и предвзятости таких списков. У нас же здесь полная свобода действий и никакой коррупции — музыку я оцениваю исключительно с музыкальной точки зрения, а не по наличию пятого айфона и шмоток из «Топ Жлоба».

Так вот с точки зрения музыки, Фиорд записал прекрасную пластинку, которую никто из моих знакомых не оценил и не оценит. Но моя роль, в каком-то смысле, миссионерская и достаточно благородная, поэтому я вам настоятельно рекомендую Фиорда. Понятно, что он абсолютно не сценический типаж, и что из него нельзя вырастить героя. Но разве это главное в музыке?

2. Sashash Ulz, «Out Of Fog»



Ещё один чародей, маг и волшебник, но на этот раз маститый и более профессиональный художник. Хоть Фиорд очень талантливый и хороший, но, всё же, графоман. А вот Саша в плане своих профессиональных качеств в чём-то его, наверное, перегнал. Но я не могу сравнивать эти альбомы, так как оба они хороши, но из-за необходимости выбора, чаша весов склонилась в сторону Шульца. Я — не любитель такой музыки, но Сашины работы для меня всегда были настолько убедительны из-за своей исключительной музыкальности, что я сдавался моментально. Невероятно трудно сделать такую домашнюю, простую и парящую музыку, а ему это удаётся с лихвой. И дело не в жанре. Дело в таланте. Талантливый человек талантлив во всём. Просто таков его путь (сегодня).
А от заглавного трека под названием «Фуга» я выпал в тяжелейший осадок и, долго собирая челюсть с пола, пытался понять, как ВООБЩЕ можно было средневековую европейскую музыку переписать на новый лад в России, в 2012 году? Этого я понять не могу. А по поводу «Фуги» — это вовсе не прикол. По своей гармонической структуре это полифоническая пьеса, правда, с песенной формой. Короче говоря, потрясающе и очень по-взрослому. Эту работу уже можно услышать целиком, так как заморский лейбл опубликовал ее, чуть ли, не вчера. Слушайте обязательно!

1. Dzierzynski Bitz — «I, II, III»

Я думаю, что всё было ясно изначально. Эти мои тонкие намёки, постоянные упоминания и т.д.

Но сейчас я отвечу на главный вопрос: почему именно «Дзержинский» взял золото в этом году?

А всё просто! Этот диск вобрал в себя странность и электризующий напор третьего места, волшебство, грацию и тонкость второго и просто отшлифовал. Да, аутентика это здорово, я не спорю. Но представьте себе, что можно сделать с аутентикой, обработав её до мельчайших деталей и сделав всё филигранно и миллиметрически точно?

Тяжелейший многолетний труд Жени и его команды оправдал себя на 100 % — альбом прекрасен. В нём есть всё, что хочется услышать в нужных пропорциях. Надо ещё отметить тот факт, что эта работа направлена на довольно широкую аудиторию. Точнее, она специально никуда не направлялась — просто так вышло. И все эти факторы делают этот альбом абсолютно уникальным произведением, каких сейчас почти нет.

Лучший альбом 2012 года: группа Dzierzynski Bitz — «I, II, III».

Теперь давайте взглянем на результаты интернет-голосования:




Что можно сказать об этом голосовании.

Если первые два (три) места больше напоминают мне выборы в российскую государственную думу, (да простит меня Лёха Никонов), и голоса исчисляются исключительно количеством фанатов той или иной группы (понятно же, что «Моторама» не чета «П.Т.В.П.» и тягаться с ними в этом плане тяжеловато), то, судя по остальным позициям, есть надежда, что люди не тупо голосуют за друзей, а, хотя бы, слушают остальные записи, но я, наверное, человек наивный. Как можно заметить, моё мнение кардинально расходится с мнением аудитории: ни по одной позиции суждения не совпали.

Итак, надо как-то быстренько подвести итоги года.

Для меня это был дебютный год в качестве виртуального бумагомарателя, и эту историю я намерен продолжать.
По поводу года музыкального: он не слишком удался (можете судить хотя бы по тому, что насобирать двадцать альбомов у меня не получилось).

Что ждёт в 2013 году?

Есть большие надежды на то, что выйдет немалое количество релизов у многих очень сильных коллективов и заключительный хит-парад 2013-го будет чрезвычайно труден в плане выбора лучшего из лучших. Я уверен, что альбомов будет двадцать, и каждый из этих двадцати будет на вес золота.

Резюмируя всё вышесказанное, поздравляю вас с наступающими! Год был тяжёлый, следующий должен быть полегче (по крайней мере, точно не хуже). Слушайте больше хорошей музыки и взрослейте. В новом году мы продолжим взрывать виртуальные дома и срывать виртуальные покровы с удвоенным рвением и на качественно новом уровне.

До следующего года, дорогие товарищи!

 

Автор: Анатолий Никулин

 

 

 

 

 

 

 

 


Метки

Статьи

3972

Рекомендации