Чем живет молодой российский кинематограф?

Всем известно или, по крайней мере, всем, кто считает себя хоть сколько-нибудь сведущим в вопросе, что русский кинематограф в современном его состоянии представляет собой зрелище весьма плачевное и едва влачит жалкое существование. Впрочем, есть и сторонники принципиально иной точки зрения — возрождения российского кинематографа из пепла и его позитивной трансформации. 

Аргументы пессимистов привычны: финансирования нет, проката нет, кинотеатров нет, картины — в основном непритязательный масскульт, засилье Голливуда и прочие, очевидно негативные тенденции.

Оптимисты же уповают на новое российское кино, арт-хаус, хвалят молодых режиссеров и сценаристов и верят, что вот-вот, совсем скоро все у нас будет так же прекрасно, как и во времена Тарковского. 

Мы решили не обходить этот, безусловно, животрепещущий кинематографический вопрос стороной и направились прямиком в «Леннаучфильм», где как раз проходила премьера двух студенческих работ: короткометражек «Встреча с Гамлетом» и «Квадратный человек». 

Естественно, простым наблюдением мы не удовольствовались и поговорили со всеми, с кем только было можно, да и нельзя. Режиссеры, актеры, продюсеры, музыканты — все, кто каким-то образом участвовал в съемках представляемых картин и организации премьеры, рассказали нам, как живет сейчас молодой российский кинематограф. 

Мы узнали, как снимаются студенческие работы, кто помогает и кто мешает молодым кинематографистам, откуда берутся или, наоборот, не берутся деньги, как состоявшиеся актеры помогают начинающим режиссерам, ну и вообще, разузнали как работают кинематографичкеские механизмы изнутри!

Вот что из этого вышло. 

 

 

«К в а д р а т н ы й  ч е л о в е к»

 

Андрей Носков

главная роль в фильме

МПКак получилось, что вы вдруг приняли участие в фильме «Квадратный человек»?

Андрей: Ну, «вдруг», потому что вдруг позвонили. Это всегда интересно, поучаствовать в работе со студентами, потому что в стенах киношколы или театральной школы всегда определенная атмосфера, определенное душевное состояние, и недаром студенческие театральные и кино-работы всегда непохожи на работы зрелых режиссеров. Не могу точно сказать, в чем тут дело. Просто надо принять это как факт. Наверное, это потому, что студенты — всегда идеалисты и максималисты. Так что поиграть в такие предлагаемые обстоятельства всегда здорово, и всегда можно что-то для себя открыть.

Да и потом, кто, как не мы, может помочь молодому поколению сделать первые шаги? Мне ведь тоже кто-то постоянно помогал, и я считаю, в этом и есть связь поколений. Если есть возможность и есть необходимость, то нужно помогать. И здесь всегда происходит взаимообмен энергией и опытом, что всегда хорошо.

МПЛегко было работать со студентами в студенческом коллективе, по сравнению, например, с какими-то маститыми режиссерами? Какие отличия бросились в глаза?

Андрей: Отличие одно, и в положительную, и в отрицательную сторону — степень наивности. Она может идти на пользу, когда дает искренность и непосредственность, и во вред — когда не позволяет увидеть реальность такой какова она есть. Так что эта юношеская сверхнаивность идет и в плюс, и в минус.

МПКак себя чувствовали в драматической роли? Все-таки мы больше привыкли вас видеть в комедийном амплуа. 

Андрей: А здесь еще один плюс для студентов: они, как правило, чуть лучше, чем маститые критики или режиссеры, знают, какие еще у меня есть работы. Студенты видели меня в более серьезных проектах, поэтому дали мне такую молчаливую роль.

МПКак состоявшийся актер, что можете пожелать студентам для достижения успеха на  режиссерском поприще? Ну, и, естественно, ваше мнение о современном российском кинематографе.

Андрей: Молодым я хочу пожелать в учебе, несмотря ни на что, доводить свой внутренний идеализм и мечты до предела, до крайней степени. Потому что у них есть все возможности, чтобы создать идеальную ситуацию для съемок. Продюсеры не требуют от студентов возврата вложений.Они как раз могут себя погрузить в идеальное творчество, и я им желаю, чтобы они это понимали, осознавали, и, пользуясь случаем, созидали.

А уже когда они закончат институт и станут вольными мастерами, здесь нужно умудриться, не потеряв мечты, избавиться от иллюзий. И это очень важный переход. Потому что многие подменяют мечты иллюзиями и рассказывают истории, которых не существует, или снимают так, как интересно только кругу пятерых людей…  И здесь хочется сказать: «Ну, ребят, если вы для пятерых снимаете — пятерым и показывайте!» А если вы все-таки хотите работать для более широкого круга, то необходимо четко понимать, что вы делаете. И здесь очень важно быть внимательным, быть в информации, в курсе тенденций, знать, что сделали в Германии, в Америке, максимально следить за процессом. Это правильный путь, я считаю.

МПВы сами для себя открыли какие-то новые имена в кинематографе: режиссеры, сценаристы, что-то, на что мы могли бы опираться в будущем?

Андрей: У нас есть такие явления. Но я бы сейчас не стал называть фамилии, чтобы кого-то не забыть и кого-то не обидеть. Отдельные личности у нас есть, но нет тенденции. Это первое. А второе… Ну, может из-за того, что у нас нет реального проката, нет системы проката, у нас, конечно, часто подменяют и не разделяют игровое кино, кино для массового зрителя, фестивальное кино, хотя это абсолютно разные жанры.

И если режиссер снимает фестивальное кино, то крайне глупо говорить: «Я круче всех и лучше всех», а остальные — дураки. Нет, это не так. Просто есть те, кто снимает другое кино. Здесь важно общаться, уметь видеть плюсы и минусы. Когда будет творческая среда и отдельные случайные события станут тенденцией — тогда и яркие, новые, самобытные результаты не заставят себя ждать. 

 

Евгения Барабанова

режиссер фильма «Квадратный человек»

МП: Почему именно «Квадратный человек»? Как вообще появилась идея экранизации стихотворения?

Евгения: Это было курсовое задание: снять экранизацию любого стихотворения Юрия Левитанского из цикла «Кинематограф». Я выбрала стихотворение «Квадратный человек». При его прочтении перед глазами вставали образы Петербурга, но не парадного, а мрачного и одинокого…  И мы начали думать в этом направлении с операторами, со звукорежиссерами, задаваясь вопросом: «Какую историю можно здесь придумать?» Потихоньку написали сценарий, и тут встал вопрос — кому играть? Актера искали долго, были разные варианты, но в итоге я написала Андрею Носкову, он согласился, и мы сняли все за два вечера!

В первый вечер нам немного помешали погодные условия: пошел дождь. Нужно отдать Андрею должное — он был весь мокрый, в осеннем пальто, в мокрых по колено джинсах, по лицу текло… А зонтик был только над камерой, поэтому мокла вся съемочная группа!

МП: Я так понимаю, экранизация стихотворения — очень сложный жанр, это ведь высокий уровень абстракции.

Евгения: Экранизация, в принципе, сложный жанр. Но здесь сложность в том, чтобы придать стихотворению дополнительный смысл. Это сложно. Ты понимаешь, что имел ввиду автор, но вот как это снять — нет ни одной мысли! Поэтому был долгий поиск ответа на вопрос, «о чем это кино?» Ведь нашей задачей было создать созвучный с автором мотив, параллельный стихотворению.

МП: Кто-то помогал материально? Поддерживал съемки?

Евгения: Бюджета никакого не было. Но плюс нашего университета в том, что операторы и звукорежиссеры, все со своей техникой. Свет мы брали в аренду, просили у друзей, знакомых. И в этом смысле нам очень повезло! В общем, бюджета у нас «0», окупать нечего, только доставлять радость зрителям!

МП: Ну и как, довольны результатом? Отразили в фильме все, что хотели, справились?

Евгения: В итоге вышло так: сценарий был об одном, сняли — о другом, смонтировали — получилось о третьем. Но начальный замысел, конечно, сохранился. Я очень волновалась, мне было важно мнение Андрея, потому что актеры такие люди… им не всегда нравится то, что получается в итоге. Я с большим волнением ждала, что скажет Андрей по этому поводу. Он позвонил и в приподнятом настроении сказал, что ему понравилась наша работа! Для меня это было большим подарком!

 

 

«В с т р е ч а  с  Г а м л е т о м»

 

Валерия Тимошенко

сценарист и продюсер фильма 

МП: Как возник проект? Почему вы начали им заниматься?

Валерия: Мне захотелось снять фильм о Великой Отечественной войне, и я решила, что, несмотря на все сложности в организации некоммерческих съемок, я возьмусь за эту работу. Но, поскольку сама я не жила в военное время и не могу ощутить тяготы того времени, то решила поискать военные дневники. В интернете нашла рассказ Константина Павловича Рязанова «Встреча с Гамлетом», который привлек мое внимание своей лаконичностью, смысловой нагрузкой и актуальной проблематикой. Поскольку сейчас снимается огромное количество фильмов о войне, то мне захотелось сделать фильм не о кровопролитных сражениях, разворачивающихся на фронте, а именно о мирных жителях.

МП: Почему именно «мир», а не война?

Валерия: Я не побоюсь предположить, что мечта каждого второго творческого человека — снять фильм и посвятить его героям Отечественной войны. Я с огромным уважением отношусь к истории отечества, интересуюсь ею, изучаю. Для меня — особая честь экранизировать фильм о Великой Отечественной войне.

Мирное время — потому, что очень мало в фильмах о войне говорится о мирном населении, но это ведь тоже герои. Этим фильмом мне хотелось сказать людям: «Цените искусство и помогайте друг другу!» Сравните героиню фильма, маленькую девочку, которая помогла артисту, несмотря на всю тяжесть военной ситуации, и тех людей, которые живут в мирное время и, порой, оказываются совершенно бессердечными, жадными, алчными… и не могут оказать помощи, даже если у них есть эта возможность. Цените искусство, любите друг друга и помогайте друг другу! Это очень важно — всегда!

МП: Позитивно, ничего не скажешь. А трудно было работать над фильмом?

Валерия: Я хочу сказать спасибо тем людям, которые помогали мне. Потому что этот проект основывается на человеческой взаимопомощи. Нам помогали совершенно посторонние люди. Работа над проектом заняла почти год из-за очень въедливого, кропотливого подхода к работе. Мы столкнулись со многими проблемами, связанными с тем, что мы — студенты, для нас многие вещи гораздо сложнее, чем для профессионалов, но мы смогли со всем справиться. Я смотрю на это скорее позитивно: хороший опыт, хороший фильм.

МП: То есть ни государство, ни какие-то сторонние инвесторы не помогли?

Валерия: Мы просили помощи и финансирования у различных организаций и людей, но, к сожалению, нам никто ее не оказал. «Леннаучфильм» разрешил провести премьеру на их территории, кто-то помог с техникой, все делалось только на некоммерческой основе. И фильм снят, можно сказать, на нулевом бюджете.

МП: Получается, ситуация в российском кинематографе крайне печальна.

Валерия: Я хочу сказать, что, возможно, не настолько она и печальна. Проблема в том, что нет поддержки начинающим кинематографистам, а именно это, я считаю залогом успеха российского кинематографа в будущем.

МП: А сами-то смотрите русское кино?

Валерия: Я с уважением отношусь к русскому кинематографу, советскому особенно. У нас выходят хорошие русские картины, хоть и мало. И я негативно отношусь к кинематографу-аттракциону. Кинематограф — это серьезное искусство, которое, если и не должно научить людей чему-то, то, по крайней мере, должно заставить их задуматься и что-то переосмыслить в своей жизни.

 

Наталия Варфоломеева

героиня фильма «Встреча с Гамлетом»

МП: Привет, расскажи, как попала в проект к ребятам? Как прошел кастинг?

Наталия: Все получилось очень спонтанно: я вступила в группу Валерии Тимошенко ВКонтакте, через некоторое время она написала мне, пригласила участвовать в проекте. Я прочитала сценарий, он сразу же мне понравился, и я решила не упускать такую роль. Потом мы встретились, были пробы, ребятам я понравилась…, мы приступили к съемкам. Снимали все очень быстро, но тяжело. Был мороз, зима, лютый холод, все очень легко одеты, тонкое пальтишко… Но ничего, все терпели: дети, старики, вся массовка… Было классно, очень интересно!

МП: Я так понимаю, вы с Носковым в одном фильме играли? Как это, играть с профессиональным актером?

Наталия: Да. Но, честно говоря, мы с ним не очень много общались. Я приезжала, он уезжал с площадки…, так что встретиться особо не получалось, к сожалению.

Вообще, в кино это моя не первая работа. Это мой 15-й фильм. Сейчас я учусь в 9-м классе и планирую поступать в театральный колледж, буду учиться, закончу — буду поступать в «Щуку» или в «Щепку», не знаю еще.

МП: Во «Встрече с Гамлетом» сложная роль была? Тяжело было вжиться в образ, как тебе показалось вообще?

Наталия: Все свои роли я проживаю и к любой роли отношусь очень серьезно. Все роли в какой-то степени могут быть легкими, в какой-то — тяжелыми. Естественно, любая работа, любая роль — тяжелая, потому что стараешься выкладываться по полной.

МП: Как начинающая актриса, что думаете о ситуации в российском кинематографе: как он, по-вашему, развивается, или, наоборот, загибается и умирает? Куда собираетесь себя пристраивать в этом контексте?

Наталия: Как мне кажется, наш кинематограф сейчас заново начинает функционировать. Я слышала, что «Ленфильм» у нас, как будто, снова хотят восстанавливать, какие-то актерские базы делать… Я думаю что, в принципе, у нашего кинематографа шансы еще есть. Так что он, может быть, выживет!

МП: А что бы пожелали от себя молодежи, которая, так уж вышло, решила связать свою жизнь с нашим, будем надеяться, еще не безнадежным кинематографом?

Наталия: Я бы пожелала никого не слушать, слушать только себя и свое сердце и работать, работать и еще раз работать!

 

«Бизнес и Музыка»

компания, обеспечившая фильму саундтрек

МП: Как получилось, что вы решили сотрудничать с молодыми кинематографистами? На какой почве сошлись?

Вероника: Все произошло совершенно случайно: некоторое время назад мы переписывались с Валерией Тимошенко по вопросам сотрудничества по одному проекту, и случайно я увидела ВКонтакте информацию, что ребята для проекта «Встреча с Гамлетом» ищут музыкальное произведение классической формы. А поскольку с Ольгой Павенской мы уже давно сотрудничаем, я предложила Валерии связаться с Ольгой, чтобы посмотреть ее репертуар и подобрать что-то. Они достигли определенного консенсуса, а мы, как компания, которая работает с Ольгой в юридическом плане, оказали содействие в работе над проектом и использовании ее музыки в фильме.

МП: Специально для фильма ничего не писалось, была использована какая-то вещь из уже существующих?

Вероника: Есть уже написанное самостоятельное произведение, которое входит в репертуар Ольги, и эта музыка произведения была использована в качестве саундтрека к фильму.

МП: А музыка в классическом или неоклассическом стиле?

Вероника: Скорее, это музыка из  военного репертуара Ольги. У нее, кстати, очень большой репертуар: классика в современной обработке, Ольга часто исполняет собственные произведения, где она выступает как автор текста и музыки, также есть произведения неклассических стилей, которые тоже находят своего слушателя.

МП: А вот это загадочное словосочетание: бизнес и музыка… Чем компания с таким названием может заниматься?

Вероника: Когда мы создавали свою компанию, то сразу же решили рискнуть и сделать что-то нетипичное для рынка. Мы объединили в одной компании сферу бизнеса, начиная с самого начала (услуг по регистрации юридических лиц) и заканчивая предоставлением пакетов услуг по корпоративному обслуживанию компаний и совместить это с узкой сферой авторского права и работы со средствами массовой информации, начиная от консалтинга и регистрации СМИ и заканчивая опять-таки полным сопровождением в сфере шоубизнеса и киноиндустрии. В будущем, возможно, мы будем заниматься организацией культурно — массовых мероприятий, концертов. Посмотрим. Планов у нас много и мы нацелены на достижение результатов».

МП: То, что происходит сейчас, вот эта премьера — это первый опыт работы с кинематографом или уже раньше приходилось?

Вероника: Да, конечно, уже был опыт работы подобного плана. Это было еще даже до компании «Бизнес и Музыка». И это был совершенно независимый проект.

МП: А если, например, возникнет желание и необходимость — как стать клиентом «Бизнес и Музыки»?

Вероника: Возможностей масса: у нас есть и сайт, и социальные сети, и группа ВКонтакте, и твиттер, и фейсбук, то есть мы абсолютно открыты для общения.

МП: А давно вообще существуете?

Вероника: Мы существуем с августа 2012 года, но, несмотря на столь молодой возраст компании, уже работаем с санкт-петербургским рок-клубом, который является нашим партнером и клиентом, Ольгой Павенской, каналом «Сахар ТВ» и другими партнерами.

МП: То есть, если внезапно понадобиться защитить авторские права, заключить какой-нибудь договор в сфере шоубизнеса и киноиндустрии или открыть свой бизнес, то смело можно обращаться в «Бизнес и Музыку»?

Вероника: Да, естественно, мы готовы к сотрудничеству, и будем рады новым проектам и клиентам!

 

Ольга Павенская

автор музыки к «Встрече с Гамлетом»

МП: Ольга, расскажите, с чего началось сотрудничество с компанией «Бизнес и Музыка»?

Ольга: Мы с Вероникой давно знакомы и сотрудничали еще до основания компании.

МП: А ваша внезапная работа с кинематографом? Можно пару слов об этом?

Ольга: Я — свободный художник, обычно пишу музыку и слова исключительно для себя. Стараюсь реже работать на заказ. Пока нет необходимсти продавать свои песни.

МП: Чем в основном занимаетесь в музыкальном плане, расскажите более подробно.

Ольга: Я — концертная певица, делаю собственные проекты, не только пишу тексты и музыку для собственных песен, но и делаю обработку классических произведений, аранжировки. Яркий пример — «Адажио Альбинони», многие знают эту вещь именно с моими словами. Часто выступаю в Питере и за рубежом.

МП: Когда состоится следующий концерт?

Ольга: Думаю осенью, всех приглашаю прийти послушать, к тому же, публика у меня разная, потому что репертуар очень разнообразный.

МП: А с ребятами, студентами работали над фильмом… как это все происходило? Есть какие-то впечатления от этой ситуации? Или просто песню отдали?

Ольга: Думаю, что скорее последнее. Это будет откровеннее, потому что я в это время много гастролировала и не принимала участия в этом процессе, поэтому ребята выбрали то, что сочли нужным. Хорошо что им понравилась  песня "Душа белая", которую я написала в память о всех солдатах не пришедших с войны. Это очень серьёзная баллада, с глубоким жизненным смыслом.

МП: А фильма со своей музыкой вы еще не видели?

Ольга: Я видела фрагмент, надеюсь, останусь довольной.

МП: А хотели бы еще с кинематографом поработать, например, музыку к фильму написать?

Ольга: Да, это было бы интересно. Написать саун трек для фильма — довольно сложное занятие, но думаю справлюсь.

МП: А сами, какую музыку любите?

Ольга: Я всю жизнь занимаюсь музыкой, по образованию я — пианист и вокалистка.  С детства слушала классику, в дальнейшем стала расширять свой музыкальный кругозор. Это рок, эстрада, блюз, в принципе, как человек творческий, я открыта к восприятию всего нового, но главное качественного.

 

Виктор Коротич 

солист Мариинского театра

МП: Вот вы, солист Мариинского театра, как получилось, что решили помочь молодым кинематографистам, студентам?

Виктор: Так вышло, что мы давно знакомы с Анной Васильевой (режиссер — прим. ред.), она часто посещает спектакли в Мариинском театре, на этой почве познакомились, и вот уже довольно давно общаемся. Я с радостью согласился на приглашение, в благодарность за внимание к моей персоне все эти годы. Видели бы вы, какие красивые букеты мне выносят на сцену, от ее имени!

Анна: Так получилось, что Виктор даже снимался в одном из моих фильмов. Но фильм еще не готов.

Виктор: Да, было такое, хотя фильма я еще не видел. Хочу сказать, что играть самого себя оказалось гораздо сложнее, чем вжиться в образ другого персонажа.

МП: Часто вообще удается в кино поработать? Попеть, посниматься?

Виктор: На самом деле нечасто. В Москве ребята тоже снимали обо мне фильм, тоже пока никак не увижу, жду. Когда-то снимался в рекламе, участвовал в телепередачах, но все это было обо мне и про меня, а мне бы хотелось, как в опере, сыграть человека с другим характером. Сегодня я просто принимаю участие в шоу, пою на премьере.

МП: А как к российскому кинематографу относитесь?

Виктор: Прекрасно отношусь. Поддерживаю! Желаю интересных идей нашим режиссерам, хороших ролей актерам, ну и побольше фильмов, которые останутся в памяти надолго, и захочется их посмотреть еще не раз!

 

Мы тоже, в свою очередь, присоединяемся к светлым надеждам и чаяниям Виктора Коротича и от всей души желаем русскому кинематографу великих режиссеров, гениальных актеров, новаторских сценаристов, толковых продюсеров, талантливых композиторов, щедрых инвесторов, ну и вообще — глобальности! 

Чтобы, как в Голливуде — только лучше.

Пойти вечером в кино — а там, внезапно, громкая премьера нового нашумевшего русского фильма. О как!

 

 


Метки

ЧтениеСтатьиандрей носковбизнес и музыкавстреча с гамлетомилья носковквадратный человеккино

7568