Американский продюсер Александр Ионов: инди в России или звериный оскал шоу-бизнеса

Александр Ионов, известный американский продюсер из России, более 15-ти лет проживший в Сан-Франциско, не так давно вернулся на родину и продолжает свою подрывную деятельность по устроению самых громких, шумных и независимых инди-фестивалей Петербурга.

Патриарх российского шугейза, музыкант, менеджер группы психоделического рока Velvet Breasts, сильная половина поп-дуэта Regine Ollsenn, создатель уже ставшего легендарным фестиваля Noise & Sluts Александр нашел в своем плотном графике полчаса и пообщался с нашими друзьями из творческого объединения САПСАН о тщеславных инди-музыкантах, шлюхах, школьниках-геях и проблемах русской музыки.

Расскажи, как возникли Шум и Шлюхи, как ты всё это сделал?

Фестиваль — продукт тотального космического хаоса, которым и является настоящая жизнь, а не то, что мы постоянно придумаем сами себе в наших многострадальных головах. Вышло так, что в результате каких-то совместных концертов в конце прошлого года получился такой вот фестиваль. Круто! Я никогда не сидел и не планировал ничего подобного. Давным-давно я мечтал о создании собственного клуба. Даже бизнес план написал на нескольких страницах. Ещё когда в США жил. Кончилось не очень весело. Бюджеты в полмиллиона долларов и прочая печаль. А сейчас наоборот получается легко. Потому что спонтанно и живо. Идет общение с группами, обмен музыкой. Я организую концерт, и туда стягиваются от 9 до 15 групп. Целая куча народа, и это здорово. Они приводят своих поклонников, начинается огромная тусовка. Как если бы рыбок из изолированных аквариумов вдруг выпустили в океан. Скопления народа иногда позитивно влияют на психику. В большой толпе человек не так резко ощущает собственную ничтожность по сравнению с огромным космосом, в котором он неуправляемо несется неведомо куда...

Это уже девятый фестиваль. Можно ли подвести какие-то итоги? Что достигнуто?

Никаких итогов нет. Всё постоянно находится в процессе. Самое глупое – это подводить итоги. Это уместно где-то на полпути на кладбище, а я к этому не готов, я на кладбище гуляю и любуюсь растениями. Да, я могу организовать 14 часовой концерт в большом клубе и всё это скоординировать. И людям это нравится. Они приходят, развлекаются и слушают музыку. Вот и весь результат. Я рад тому, что это кому-то нравится.

Что ты думаешь про российскую инди сцену? Есть ли разница по сравнению с США?

В России очень сложная и нестандартная ситуация во всех областях, не только в музыке. Огромные размеры и мучительная история страны – всё это серьезно влияет на множество аспектов российской действительности. Поэтому любые сравнения с Англией, откуда, например, происходит большинство моих любимых групп, вообще не уместны. Критиковать или ругать российскую инди музыку может почти каждый. Но я не буду. У нас в стране полно талантов, но не хватает хорошего вкуса и понимания, всё делается наугад. И вот люди, идущие наугад, начинают искать ориентиры и хвататься за то, что есть. А что есть? Ужасный русский рок есть — продукт изоляции, голода и плагиата времен СССР. Но вот народились уже поколения музыкантов, которые всяких цоев не слушают, и, слава Богу. Я сам Цоя всё детство слушал, но никогда не хотел сочинять песни «как у Цоя», не было у меня таких «низменных» желаний. В 14 лет я хотел быть крутым, как Тима Земляникин из группы Буква О. Вот и все мои грехи. Ха-ха-ха !

А с США проводить параллели — бессмысленно. Одно могу сказать, там тоже большинство независимых музыкантов еле сводят концы с концами. И вот самое глупое, что может делать российский музыкант — это сидеть дома и размышлять «А вот в Америке я был бы этим, да тем, и вообще всё было бы ЗБС!» Сослагательные сопли! Да точно так же жрали бы там говно! Еще и мамы с совковой хрущевкой нету, и надо пахать всю жизнь, чтобы с голода не помереть. Если вы изначально нытик многострадальный — ничто вам не поможет. Интернет всюду одинаковый. Компьютеры тоже. Так что записывать и распространять можно и там, и тут. Есть мелкие различия в качестве продаваемой аппаратуры, но в России все эти проблемы решаемы через посредников, продающих всё, что угодно.

Александр предается размышлениям

Саша, а что такое шугейз?

Шугейз — достаточно нелепый, но прижившийся ярлык, приклеенный британскими журналистами на музыку, которая в начале 90-х выползла из андеграунда 80-х и стала неожиданно популярной: поп-музыка с использованием психоделических гитарных эффектов, с большим количеством эхо (реверберации), с размытым шумным рисунком аранжировок — вот собственно и все. Это красивая аморфная музыка, действующая на скрытые потаенные уголки психики. Музыка настроения, когда вы воспринимаете чувствами, а не умом.

Есть ли различия среди московских и петербургских групп? Нравится ли тебе московский лейбл Motherland?

Я не очень люблю Москву, она напоминает мне Los Angeles по духу. В столице существует куча талантливых коллективов, они периодически играют и на нашем фестивале. Я бы не сказал, что есть огромная разница в менталитете музыкантов там и тут. Скорее, эту разницу кому-то хочется видеть, и они её сами себе придумывают. Motherland делает хорошее дело, рассказывая о новых отечественных группах. Я сам периодически читаю их страничку, и иногда мне кое-что нравится. Но иногда создается впечатление, что там вывешиваются однотипные артисты. Я был на их фестивале в Петербурге год назад в Гребном клубе, и мне не очень понравилось. Это было слишком лайтово на мой вкус. Я люблю нойз и беспредел. А многие их группы нужно слушать в дождливый день дома на диване. Это не плохо. Это просто по-другому.

И всё же, кто из российских исполнителей тебе нравится?

Мне нравится не так уж много российских групп. Я западник в этом смысле. Не вылезаю из англоязычных блогов, читаю рецензии, слушаю музыку. В русской музыке мне не нравится её словообилие. Это ужасно. Если я захочу слово — открою книгу. А тут ещё с каким-то пафосом мне начинают скармливать со сцены 666 длинных куплетов с припевом «Жизнь — говно». Я же не тупой. Во-первых, я и так знаю, что жизнь — говно. Во-вторых, пафосные крики об этом горю не помогут. Но нет, у нас все грамотные, и все бумагомарают like crazy, а потом нам на уши вся эта дрянь однообразная валится в инете! Или еще хуже — некто вообразит себя новым  Велимиром Хлебниковым и начнёт рисовать словарные ребусы. БГ это когда-то делал, но он еще и мелодист хороший и делал всё это не так навязчиво, со вкусом. В клубе я не хочу выслушивать чьи-то литературные откровения, да и в наушниках тоже не хочу. Было бы круто, если бы в России появилась школа написания настоящей поп-песни, где общее настроение важнее содержания. Потому что это и есть поп-музыка! Легкость восприятия. Ну, вот например Феликс Бондарев пишет нормальные поп песни, за которые не стыдно. Не ебет мозги количеством текста, находит свою тему и доводит ее до сладкого совершенства. Больше ничего и не надо. Вот если захочу я вдруг перегруженное блюдо из 35 сортов мяса и 17 сортов артишока — я схожу в консерваторию, повникаю в нагромождения скрипок, разовью свой слух. А так, я за минимальный примитивизм. Вот группа Velvet Breasts мне нравится. Идеальная формула. Минимум текста, сумасшедшие гитары. Всё. Больше ничего никому не надо. Не умничайте. Крик души должен быть малословен. А большинство авторов нам вместо души подсовывают какую-то хуйню, имитацию и профанацию.

Александр греется у костра

Как тебе работается с группами на фестивалях? Как происходит общение?

Главная проблема независимых артистов — тщеславие и полное отсутствие отвлеченно-философского взгляда на жизнь. Каждый раз, когда я предлагаю кому-то выступить на концерте и слышу фразу «А какие условия?», мой ангел-хранитель плачет где-то на небесах. Ну, какие в жопу условия? На вас придут 25 человек, о чём вы вообще, ребята? Хорошо, на тебя уже приходит 150 человек. И ты уже стал осатанелым королем русского инди рока. Охуеть! Вот только в рамках гигантской России эти цифры — полнейшая дырка от бублика. Ты популярен в Москве и Петербурге? Значит, ты вообще не популярен. Да и зачем тебе популярность, чувак? Чтобы твои песни напевали гопники у костра? Ну, наверно это весело. По мне, гораздо круче быть музыкантом, известным узкому кругу ценителей. Например, как какой-нибудь там Леонид Собельман из группы «Не Ждали». Пусть его помнят и знают 1% процент населения страны, и хорошо. Искусство вообще не создается для большинства. Искусство изначально создается только для одного человека — автора. И если потом оно еще кому-то нравится — это просто подарок судьбы, и нужно этому тихо радоваться, улыбаться. А не спрашивать Александра Ионова, сколько вам заплатят за концерт. Через 10 лет 99% всех этих звезд  ру.рока благополучно уйдут на пенсию, нарастят животики и будут заниматься выплатами ипотек или разводами со своими толстыми женами. То, что они сейчас еще выходят на сцены клубов — это вообще подарок и чудо, и нужно это все принимать с огромной благодарностью. Потому что скоро всего этого у них уже не будет. Будет старость, болезни и мучительная смерть. Говорю это совершенно без пафоса, как бывший медицинский студент, несколько лет работавший в домах престарелых и в моргах.

Что творится на фестивалях

Это правда, что ты новый русский Джон Пил?

Сравнение моей персоны с английским диджеем Джоном Пилом — это шутка. Даже если я и могу поделиться новым треком неизвестной группы с 20 тысячами подписчиков, это не делает меня каким-то важным или легендарным. Мне интересно работать с новыми группами, я по своей природе люблю открывать нечто необычное и редкое, так что в каком-то формате это всегда будет существовать. Кому интересно — найдут и придут. Но влезать людям в задницу с мольбами о внимании — это не мой стиль. Я не люблю весь этот истеблишмент, деловые отношения и прочее. Чем больше ты получаешь денег за свою работу, тем больше шансов, что ты уже насквозь прожженный подлец или вурдалак. Это вам говорит человек с 17-ти лет живший в самой капиталистической стране мира, США.

Правда ли, что у тебя дома висит сотня футболок группы Motorhead и ты их все постоянно носишь?

Моя любимая футболка Motorhead уже вся износилась, я действительно ее очень любил и носил почти год невылазно. Мне просто в ней комфортно было. А еще я считаю, что Лемми — крутой басист и вообще нормальный мужик, не то что Том Йорк или Боно — педики!

Кстати, а что ты думаешь обо всех этих законах с пропагандой ЛГБТ и последующих скандалах?

Я считаю, что народу специально подсовывают гей-тему, чтобы он не думал о более крупных проблемах. Например, о том, что дети книжек не читают. Раньше точно так же использовался вопрос экологии. О Боже! Планета умирает! SOS! А сами в это время что-то провернули, народ втихую ограбили. А мы всё переживали из-за озонового слоя. Сегодня всем на это уже наплевать. Проехали. Теперь у нас геи есть для волнительного. А никакой гей-проблемы не существует. Но вот ультра-левые силы, что науськивают 12-летних школьников открыто заявлять о своей нетрадиционной ориентации, делают недоброе дело. Они этих детей помещают в ситуации, где их жизнь может оказаться под серьезной угрозой. Ну, начитался паренек интернета, решил что он гей, и заявил об этом в классе, еще и добавил про гордость, мол gay and proud. Ну и что из этого выйдет? Сломанные кости лица и травма психическая на всю жизнь, в лучшем случае. А могут и убить. Тупо забить в кустах насмерть. И кто будет ответственным? Тот, кто научил что «не надо бояться, а надо гордится»? Фигня это всё.

Александр покупает продукты к ужину

Как насчет твоего собственного творчества? Увидим мы  тебя на сцене в ближайшее время с соло программой?

Моё собственное творчество — для меня лично. Я и сейчас пишу иногда песни, как бы в стол. Опять же для себя исключительно. Я прекрасно знаю, что могу писать и записывать хорошие песни. Я это сам себе уже давным-давно доказал. Они мне самому нравятся, всё в порядке! Но что-то кому-то впаривать и предлагать — не буду. Мне не нужно кормиться на чьих-то комплиментах. Будет время — запишу еще что-то. Сейчас пока небольшой перерыв с этим. И вообще написание песен — это самая легкая работа на свете. Главное не бояться банального. Люди вечно бояться казаться чем-то слишком простым и начинают мудрствовать. А иногда два аккорда и припев «О, детка!» — это именно то, что надо. Мало кто в России это понимает.

На  последнем фестивале в клубе MOD несколько человек забрали за употребление наркотиков. Твое отношение к этой теме?

Реакционный консерватизм в вопросе с наркотиками не работает в модели социума, в которой мы живем. Общество настолько изменилось, что ветхозаветная мораль, в том числе и заповедь о безудержном чревоугодии, уже не работает. Кстати, обрати внимание, в святом писании об алкоголизме и наркотиках — ни слова. Нет за это дело отдельного греха! Чревоугодие и точка. А всё потому, что употребление алкоголя являлось неотъемлемой частью трапезы. Да и кальян за столом вроде курили тоже, сразу после трапезы.

Слушай, употреблять можно всё что угодно на самом деле. Все запреты — они в голове у человека, в форме слов бессмысленно звенят пустым колоколом. Но если твоя голова тебе не подсказывает, что лучше не сжирать 7 колес за раз и не полировать это дело водкой с ягуаром, то возможно ты просто дебил, и тебя не надо спасать на скорой с синими мигалками. Или даже не голова тут нужна. Я вот как-то интуитивно понимаю, что не надо перебирать с чем-либо вообще. Все мои знакомые, что когда-то пострадали от наркотиков — пострадали не от веществ, а от свой собственной жадности и глупости, и отсутствия простейшей интуиции. Люди убивают сами себя. Не вещества. Нужно уметь остановиться, использовать силу воли и прочие внутренние инструменты контроля. Когда я слышу все эти стенания о том, что ну никак не бросить, и как все плохо — мне смешно. Всё внутри человека. Кто захочет — сможет. Даже с герыча слезают люди. Просто человек изначально слабое и жалкое существо. Если бы это было не так, Бог не был бы нужен. Так что я бы лично все уже давно легализовал. Упарывайтесь на здоровье!

Что будет на этом фестивале?

Будет круто! Выступят 9 совершенно разных по звуку групп. От космического дроуна до тягучего синти-попа. Это всё молодые малоизвестные группы, совершенно не покрытые пылью тщеславия. Настоящие эмоции, нервы, электричество. Приходите всего за сто рублей с перепостом и послушайте музыку, которая сдвинет вам крышу! Это же суббота, отрывайтесь!

 

Общался с Александром Ионовым — Мадагаскар Апереткин

 


Метки

МузыкаИнтервьюСтатьиионовпродюсерфестивальшугейзшум и шлюхи

27544

Рекомендации