Ревью: «Врожденный порок» Пола Андерсона

«Врожденный порок» уже с 12 декабря на экранах западного зрителя, а в Россию фильм приедет только 23 апреля 2015 года. Нет, это не санкции — это игры прокатчиков. Иностранные коллеги рассказывают, почему нам обязательно нужно подождать эти пять месяцев.


 

Пол Томас Андерсон мог бы сделать себе имя на подражании Мартину Скорсезе, но «Магнолия», хотя и была довольно мейнстримовой, поставила его на зыбкую почву. Он один из немногих режиссеров, которым можно простить неестественное насилие в «Нефти» или раздражающие прыжки во времени «Мастера». Жажда эксперимента не давала ему покоя, и теперь Андерсон адаптирует для большого экрана запутанную прозу Томаса Пинчона. Пускай и ее «лайт»-версию 2009 года.

 

Новый материал отлично подходит для личной коллекции Андерсоновских одиночек и мечтателей. Кинокритики любят утверждать, что его последние три фильма концентрировались на разных периодах американской истории, этносах и сообществах. «Врожденный порок» описывает вымышленное место где-то в Калифорнии 70-х — рай для бродяг и наркоманов. «Притягательный и опасный» уголок, как говорит сам Андерсон.
 

И это не просто слова.
Параноидальный сюжет,
где все детали отшлифованы до совершенства,
рассказывает о времени
после убийства Тейта и Ла-Бьянки,
когда все хиппи казались
последователями Чарльза Мэнсона.

 

Это духовный приквел для «Ночи в стиле буги», описывающий последний вздох идеализма перед своим крахом. Здесь умирающая контркультура шестидесятых уступает место свирепому новому миру, который нам уже более знаком.

 

Док Спортелло (его играет Хоакин Феникс, который вызывает больше смеха и эмоций одной своей мимикой, чем иные актеры потоками диалогов) от первого лица рассказывает, как его бывшая девушка Саша Хэпворт (Кэтрин Уотерстоун) разыскивает одного магната недвижимости. По сюжету, ему встречаются телохранители-нацисты, изнеженный дантист (Мартин Шорт) и наркоман на лечении (единственное слабое звено в фильме — Оуэн Уилсон), работающий информатором. Противоположность Дока — коп «Бигфут» (Джош Бролин с уморительной стрижкой и жеманными манерами), который постоянно достает героя.

Если «Мастер» (прекрасный фильм, один из лучших за прошедшие десять лет) держится на главных тема нуара 40-х годов (ветеран возвращается домой, шарлатанство, сексуальная неудовлетворенность), то «Внутренний порок» уже ближе к «Китайскому кварталу». История разворачивается в Лос-Анджелесе, во время подавления общин разных меньшинств и правительственных заговоров. Главное зло в фильме — жестко централизованный картель «Золотой коготь», который во времена Рейгана (и даже позже) обогащался на наркоманах и бывших наркоманах.
 

Когда Док находит себя прикованным к трубе,
становится понятно, что он употреблял не только ЛСД,
но и что-то из будущего,
что в 80-е стало называться «ангельской пылью».




 

Андерсон отказался от нескольких второстепенных линий Пинчона о других наркоманах, превращая сюжет в подобие новостной передовицы и теряя при этом несколько особенно удачных авторский идей. К примеру, очаровательный метафорический пассаж, в котором Док и его друг останавливаются в отеле, стоящем аккурат на линии часовой зоны. Но в целом фильм удивительно хорош.

Он серьезно отличается от других фильмов Андерсона, потому что 90% всех диалогов — это вопросы Пинчона самому себе, которые как-то нужно было перенести на экран. Тем не менее, комедия здесь на уровне, который могут создать далеко не все режиссеры.
 

У Андерсона редкое чутье на гэги:
момент, когда два мешка с героином
бережно несут через весь экран,
пожалуй, один из самых смешных в этом году.

 

Смешанный тон повествования сохраняется до самого конца. Он одновременно и отрезвляюще-жесткий, и достаточно романтичный. Довольно абсурдная позиция. Можно с уверенностью сказать, работа Андерсона — это успех.

 


Метки

КиноСтатьиврожденный пороккинолитературапинчонревьюроссияСШАхоакин феникс

8236

Рекомендации