«Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1» — блокбастер без экшна

Голодные игры: Сойка-пересмешница.
Часть 1» — это именно тот случай,
когда фильм во многом «выезжает»
за счет уже сложившегося нарратива.

 

Кинолента «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1» продолжает историю отважной Китнисс Эвердин, жительницы тоталитарного государства Панем в постапокалиптической Америке. Как мы помним, Китнисс дважды участвовала в смертельно опасных и кровопролитных Голодных Играх и смогла скрыться от возмездия Капитолия.

 

Кадр первого фильма заключительной части трилогии переносит нас в бункер тайного, как будто не существующего, а на самом деле засекреченного и военизированного Тринадцатого Дистрикта. Неудивительно, что, оказавшись на обочине разрастающегося восстания, бывшая звезда реалити-шоу и, по совместительству, символ этого самого восстания, Китнисс ни собраться с силами, ни сделать ничего толкового не может.
 

Как и следует ожидать, снять хороший,

настоящий блокбастер о супергерое,

который, по сути своей бесполезен,

практически не представляется возможным.

 

Однако, прежде чем обвинять актерский и режиссерский состав фильма «Сойка-пересмешница. Часть 1» во всех смертных грехах, вспомним, что заключительная книга Сьюзен Коллинз, по правде говоря, является самой слабой из всей трилогии. В заслугу создателей киноэпопеи «Голодные игры» можно поставить как минимум то, что они смогли раскрыть характеры главных героев, сделать их более привлекательными. Тем не менее, безусловным фейлом является решение о разделении одной книги на две части (премьера второй части Сойки-пересмешницы намечена на 2015 год).

Единственным адекватным оправданием такого поступка может служить разве что стремление увеличить кассовые сборы. Особенно часто такой подход используется совместно с умышленным ограничением возможностей каста и команды по работе в полную силу. Может быть поэтому, когда дизайнерам первой и второй частей предоставили карт-бланш относительно создания, возможно, одной из самых красивых научно-фантастических вселенных, свой выбор они сделали в пользу современного медийного пространства, умело создав Капитолий и арены Голодных Игр по образу и подобию современного медиа мира.

По контрасту с яркостью визуального ряда первых фильмов о Панеме, серая и мрачная картинка в Сойке-пересмешнице напоминает стандартную экранизацию антиутопий. Если в фильме и была возможность сыграть на противопоставлении растущего революционного движения и привычного течения жизни в Панеме, то она была бездарно упущена. Зритель не узнает государство-тиранию, пропаганда которого становится какой-то игрушечной и безобидной.


 

Поставив во главу угла личность Китнисс, авторы Сойки-пересмешницы забывают, что бесполезный супергерой вряд ли интереснее восстания. С одной стороны, фильм демонстрирует зрителю такие сильные стороны Китнисс, как самодостаточность, умение общаться с луком и стрелами на «ты», ее сопротивление Капитолию, а с другой — создатели упрощают ее эмоции, избегают сравнения черт характера Китнисс с чертами истинной феминности. Хотя в фильме есть и парочка положительных примеров: в решении сложных вопросов Китнисс полностью доверяет своей младшей сестре Прим, а опасаясь за жизнь своего друга Пита, она отказывается сниматься в призывающем к восстанию ролике.



Опечаленный Пит


Но, так или иначе, Голодные Игры — это экшн,

а главный недочет Сойки-Пересмешницы состоит в том,

что экшна-то и нет.

 

Главными героями фильма стали душевные страдания и метания Китнисс. Если в первых частях «Голодных игр», растущее народное восстание с успехом показывается сквозь линзу пропагандистской машины Капитолия, что, надо отметить, было весьма выигрышным для части «И вспыхнет пламя», то в «Сойке-пересмешнице» такой трюк не работает. Тогда как в первой части франшизы героями фильма в оружие против Капитолия превращалось все, начиная от интервью в ток-шоу и заканчивая показом мод, то в «Сойке-пересмешнице» поп-культура не желает прятаться в укрепленном бункере Китнисс.

 

Однако не все так печально. В фильме есть и пара удачных моментов. Это и забавная сосредоточенность, с которой герои фильма изучают набросок нового костюма Китнисс, будто это план военной базы заклятых врагов и демонстрация нового вида оружия. Однако, в общем и целом, наблюдать за жизнью в Тринадцатом районе представляется делом довольно скучным. Обидно, что в фильме не до конца раскрыта тема порядков, царящих в мятежном районе. В принципе, различий между ним и коррумпированным Капитолием нет никаких, разве что здесь царят строгие правила и ритуалы.


Президент Тринадцатого Района Коин
 

Фильм «Голодные игры» является уникальным явлением, создатели которого отлично понимают роль образа и поп-культуры в современном мире. Однако с другой стороны, картина не способна донести более широкий смысл франшизы до читателя, зрителя и, как бы это смешно не звучало, до Голливуда. Массовая культура искусственна и бессодержательная по своей сути. Сойка-пересмешница обличает это явление с особым цинизмом, отравляя им все самые эмоциональные сцены киноленты.

 
Более того, эта часть «Голодных игр» является более жесткой в отличие от предыдущих. В фильме нет внешнего лоска и антуража самих Игр, однако он изобилует пусть и бескровным, но насилием. Пожалуй, одним из немногих настоящих украшений фильма остается идеальный злодей и социопат — президент Сноу, который, кажется, всегда будет на шаг впереди своих соперников.


 

Мнения очевидцев

 


Метки

КиноСтатьиголодные игрыдженнифер лоуренскиноревьюэкшн

18604

Рекомендации