Как придумывать классные идеи для проектов

Первое правило стартапа: не думать о стартапе. Если вы хотите найти успешную идею, то нужно учиться видеть проблемы: свои, коллег, друзей. И думать о том, как вы могли бы их решить. 

Самые удачные стартапы, как правило, имели три общие черты: основатели очень хотели их запустить; они делали то, что могут сами; другие люди с нетерпением ждали результата. Microsoft, Apple, Yahoo, Google и Facebook начинали именно так. 
 

Проблемы
 

Почему хорошей идеей будет работать над проблемой, от которой страдаете вы сами или кто-то из ваших знакомых? Среди прочего, это гарантирует, что вы тратите силы на устранение неприятностей, которые реально существуют. Это только кажется очевидным — никто не будет корпеть над выдуманными трудностями, не так ли? И все же, на сегодняшний день это самая распространенная ошибка стартапов — решать проблемы, которых никто не имеет. 

Откуда берутся вещи, которых никто не хочет? Создатели стартапа думают только о том, как сделать стартап. Поэтому они буквально пытаются высосать идею из пальца. Она может звучать правдоподобно, и вы начнете работать. Например, вы решите запустить социальную сеть для владельцев домашних животных. Это не звучит провально, на первый взгляд. У миллионов людей есть питомцы. Часто они много заботятся о них и тратят кучу денег. Вероятно, они хотели бы видеть сайт, где можно было бы поговорить и обменяться опытом с другими владельцами домашних животных. Разумеется, не все эти люди, но если бы даже два или три процента от общей массы стали вашими постоянными посетителями, это все равно была бы огромная аудитория. Вы предложили бы им удобный сервис и, возможно, взимали плату за дополнительные возможности. Опасность этой идеи заключается в том, что, когда вы спросите у своих друзей: «Посещали бы вы такой сайт?», — они не скажут: «Я никогда не буду пользоваться этой соцсетью». Они ответят: «Да, меня заинтересовало бы нечто подобное». 

Друзья вовсе не врут вам, просто идея тоже кажется им нормальной. Они думают: «Да, я не буду использовать это сам, по крайней мере, не сейчас, но легко представить себе сумасшедшую кошатницу, которая будет зависать там часами». В итоге, все скажут, что ваш проект перспективен, но реальных пользователей вы не получите. Вам нужны люди, которые реально нуждаются в вашем проекте. Не те, кто от скуки зайдет на ваш сайт один раз, а те, кому он срочно необходим. Здесь очевидная зависимость: вы можете сделать вещь, которую большое количество людей хочет не очень сильно, или вещь, которую избранное меньшинство страстно желает. Нужно выбрать второе. Не все идеи этого типа являются успешными, но почти все успешные идеи принадлежали этой категории. 

Крупные компании — это огромные кратеры. Гугл используют сотни миллионов людей, и они все ужасно в нем нуждаются. Стартап, с которого вы начнете, не может сразу достичь таких масштабов. У вас есть два варианта: вы можете вырыть широкую яму, но мелкую, либо узкую и глубокую. Высосанные из пальца идеи, как правило, относятся к первому варианту. Большинство людей не слишком заинтересованы в соцсети для владельцев домашних животных. Удачные стартапы делают ставку на глубину. «Майкрософт» все правильно сделала, когда выпустила Altair Basic. Только пара тысяч людей пользовалась Альтаиром, но без этого программного обеспечения им приходилось программировать на машинном языке. Фэйсбук сделал социальную сеть только для студентов Гарварда, но эти студенты были в восторге.

Когда вы придумали очередную «потрясающую» идею, спросите себя: кто хочет этого прямо сейчас? Кто нуждается в этом так сильно, что будет использовать даже дерьмовую бета-версию, выпущенную парой непонятных, никому не известных чуваков? Если вы не можете ответить на эти вопросы, скорее всего, ваша идея обречена на провал. 

Вам не нужна «узость ямы» сама по себе. Главное — это глубина заинтересованности. Узость — лишь побочный продукт оптимизации для получения этой глубины и скорости. На практике связь настолько сильна, что вы всегда должны ориентироваться на определенную группу лиц. Но ни в коем случае нельзя на этом останавливаться. Если бы Марк Цукерберг создал то, что могли бы использовать в будущем только студенты Гарварда, это был бы плохой стартап. Фэйсбук стал успешным, потому что начал с небольшого сегмента и быстро развивался. Университеты достаточно похожи, поэтому, если фэйсбук работал в Гарварде, он работал бы и в другом учебном заведении. Если вы уже получили всех студентов, то можете добавить и всех остальных, просто разрешив им присоединиться. То же самое для «Майкрософт»: бэйсик для Альтаира, бэйсик для остальных компьютеров, другие языки программирования, кроме бэйсика, операционные системы, приложения, ПО. 
 

Личность


Как понять, разовьется ли ваша узкая и глубокая идея в нечто большое? Посадили вы росток гигантской компании или просто создали очередной нишевый продукт? Часто вы не можете этого знать наверняка. Правда вас разочарует: если вы интересный, умный и дальновидный человек, то сможете это почувствовать. Если нет — работайте в офисе дальше и не истязайте себя бесплодными попытками создать что-то выдающееся. 

В книге «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» Роберт Пирсиг говорит: «Знаешь, как написать совершенную картину? Это легко. Сделай себя совершенным, а потом просто пиши ее естественно». Это справедливо и для стартапов — чтобы получить хорошую идею, нужно стать человеком, который на это способен. 

Если вы находитесь на переднем крае поля, которое быстро меняется, и у вас есть подозрение, что какая-то вещь обязательно должна появиться — скорее всего, вы правы. Это не значит, что вы должны быть ученым или разработчиком, тем, кто напрямую способствует прогрессу. Вы можете быть на переднем крае в качестве пользователя. Если бы вы опросили 40-летних людей в 2004 году, хотели бы они выкладывать свою частную жизнь в интернет на всеобщее обозрение, большинство пришло бы в ужас. Но Цукерберг уже жил онлайн, ему это казалось естественным. 

Вы должны жить в будущем. А затем создать то, что отсутствует на данный момент. Основатели Apple, Yahoo, Google и Facebook чувствовали брешь в мире и устранили ее. У них был чрезвычайно подготовленный ум. Билл Гейтс и Пол Аллен услышали об Альтаире и подумали: «Бьюсь об заклад, мы можем написать кое-что для него». Дрю Хьюстон в очередной раз забыл флешку дома и подумал: «Мне действительно нужно, чтобы мои файлы всегда были доступны онлайн». Многие слышали про Альтаир, многие теряли флешки, но только эти люди были готовы к тому, чтобы использовать свои наблюдения. 

Возможно, это совсем не то, что вы хотели услышать. Вы ждали готовых рецептов, как придумать классную идею, а вам говорят, что сначала нужно стать крутым чуваком. Но это правда. К успеху нужно быть готовым. Если вы быстро учитесь, то за год сможете дойти до переднего края в разработке мобильных приложений. Удачный стартап займет у вас не менее трех, а то и пяти лет жизни, и посвятить год подготовке и образованию — разумная инвестиция. Программное обеспечение захватывает мир, это направление будет актуальным достаточно долго. Лучше всего, если вы сам себе и программист, и целевой пользователь, потому что создание новых версий и тестирование можете осуществлять в одиночку. 
 

Хитрости


Вы должны понимать, что технический прогресс не остановится в ближайшие несколько лет. Люди сделают такие штуки, что вы будете думать: «И как я жил без X раньше?». Чтобы замечать плодотворные идеи, вам нужно перестать воспринимать мир, как должное. Подвергайте сомнению все, с чем сталкиваетесь на пути от кровати до входной двери. Почему ваш почтовый ящик переполнен? Потому что вы получаете много электронной почты? А почему так много? Какие проблемы пытаются решить люди, посылая письма? Подходит ли е-мэйл лучшим образом для этой задачи? Почему вы продолжаете хранить письма после того, как их прочитали? Удобно ли, когда важная информация болтается где-то во «входящих»? Обратите особое внимание на вещи, которые утомляют вас и делают вашу жизнь невыносимой. 

Если вы набрели на какую-то идею, но чувствуете, что опоздали — это хороший знак. Не позволяйте этому подавить ваш творческий порыв. Десять минут поиска в интернете, как правило, решают вопрос. Даже если вы обнаружите, что вас опередили, вероятно, еще не слишком поздно. Лучше клевая идея и конкуренты, чем плохая — без них. Не нужно беспокоиться о том, что «рынок переполнен». Это значит только, что на ваше предложение есть спрос, но никто из конкурентов не предоставил решения всех проблем, или эти решения недостаточно хороши. Вы можете осмелиться выйти на рынок, если вооружитесь некоторым секретным приемом, новыми преимуществами, которые позволят переманить всех пользователей.

Не бойтесь тяжелой и грязной работы. Многие не решаются воплотить полезные идеи, потому что не хотят взаимодействовать с реальным миром. Это ведь так утомляет. Белоручки упускают миллионы. Stripe — пример успешного стартапа, за который никто не хотел браться. Тысячи программистов были в состоянии увидеть эту идею, но все они знали, как больно и утомительно обрабатывать платежи. Они предпочитали смириться и терпеть, в то время как тысячи пользователей страдали и мечтали об удобном сервисе. 

Подумайте о том, что делает ваши потребности отличными от нужд остальных. Наверняка вы не единственный. Еще одним важным преимуществом является молодость. Некоторые из самых ценных идей становились популярными в среде подростков и двадцатилетних. Если вы молоды, подумайте о том, какие вещи вы и ваши друзья хотели бы заполучить, но существующие технологии не развиты в этом направлении? Спросите себя: «Почему никто не сделал X? Если бы кто-то сделал X, я бы в ту же секунду купил его». 

 

Источник: Пол Грэм


Метки

Статьибизнесгениальностьстартапытворчество

51304

Рекомендации