Как сериал «Друзья» изменил индустрию ситкомов

Перед началом сериального сезона 1994 года крупные каналы заявили, что следующий год пройдет под знаком семьи. Многие видные деятели индустрии пытались извлечь выгоду из этого, создавая бесконечные проекты, копирующие Family Matters, вроде All-American Girl Маргарет Чо, Me And The Boys Стива Харви. Только вот, мало кто из них знал, что эфир этого года взорвет сериал про компанию 6 неразлучных друзей.

Легенда телевидения Джеймс Р. Барроуз (The Mary Tyler Moore Show, The Bob Newhart Show, Taxi, and Cheers), был одним из немногих, кто предвидел успех спериала. Именно он занялся съемкой пилотного эпизода. Джеймс понимал, что вся магия сериала должна заключаться в актерах. На голливудском мероприятии в его честь он заявил: «Я сказал Лесу Мунвсу (тогдашний руководитель Warner Brothers): «Дай мне самолет, я хочу взять этих шестерых ребят в Вегас и поговорить с ними». Когда мы прилетели, я сказал актерам: «Это ваш последний шанс развлечься анонимно, завтра вы будете знамениты».

«Друзья» — это не просто очень популярный сериал, это сериал, который вырвался из типичных жанровых шаблонов и кардинально изменил всю индустрию ситкомов. Шоу не вращается вокруг дома, или рабочего места, оно отображает быт молодого поколения того времени со всеми присущими ему особенностями. Шесть «двадцать с чем-то»-летних звезд были так молоды, что изначально даже предлагалось добавить фигуру возрастного ментора, чтобы придать сериалу больше веса. Первым ситкомом, в котором не было никаких авторитетных фигур (родителей, боссов и т.д.) был The Monkees в 1966 году (сериал про молодых музыкантов, которые пытаются придти к славе. Мэтью Перри подозрительно напоминает Микки Долленза). В хипповых комедийных сериалах тех времен обычно были молодые пары («Бриджет любит Берни», He & She), которые в конечном счете заводили семью. Можно с уверенностью сказать, что молодежные комедии до «Друзей» была не так распространены, как сегодня (за исключением Living Single, ситком за год до «Друзей» о 6 афро-американских ребятах, которые живут в Бруклине).

Сериал «Сейнфилд» дебютировал на том же канале (NBC) за несколько лет до «Друзей», его создатель Ларри Дэвид сформулировал главное правило щоу: «Нет обнимашек — нет прогресса». Одному богу известно, сколько раз за эпизод это правило нарушалось в «Друзьях», но сериал держался за него до последнего. 

«Друзьям» не нужно было ни новых героев, ни особого прогресса в сюжете, актерам достаточно было просто тусоваться вместе (в классической серии третьего сезона The One Where No One’s Ready друзья ни разу не покинули квартиру Моники). Дэвид Швиммер так объяснил это в интервью Vanity Fair: «Найти одного классного актера, подходящего для роли достаточно сложно, но найти шесть актеров, которые еще, к тому же, идеально сработаются друг с другом — это настоящее чудо».

«Друзья» — действительно уникальный в этом плане сериал: все его герои одинаково популярны у зрителей в то время, как в других шоу обычно есть только одна или две звезды и актеры второго плана. В начале первого сезона Чендлер и Фиби считались второстепенными актерами и получали меньше, но Дэвид Швиммер постоянно настаивал на равных зарплатах, и к третьему сезону каждый из шести актеров получал уже по $100,000 за эпизод (а к последнему сезону гонорар был около $1 миллиона за эпизод). В отличие от многих других проектов, никто из актеров не покинул сериал на протяжении всех 10 лет шоу. Самое интересное, что после первого сезона на премию Эмми были номинированы Кудроу и Швиммер, но выиграла именно Кудроу, которая, по мнению создателей, на тот момент была второстепенным героем и получала меньше денег (за всю историю сериала каждый из «друзей» получил свою награду, за исключением Кортни Кокс, которая проиграла в номинации «лучшая актриса» Дженнифер Энистон, правда, в итоге все равно взяла долгожданную статуэтку за сериал «Город хищниц»).

Сплоченность актеров и командный дух помогли им творить настоящую магию на экранах телевизоров: сразу шестеро актеров мгновенно оказались звездами, что очень помогло им стать единым целым (ни одно другое шоу не может похвастаться подобным). Мэтт Леблан в интервью Vanity Fair: «Есть пять человек в мире, которые по-настоящему знают каково это быть в «Друзьях» — это Дэвид, Мэтью, Лиза, Кортни и Джен. На этом все». В 1995 году актеры попали на обложку журнала Rolling Stone, в котором сообщалось, что все участники собираются каждый четверг, чтобы смотреть шоу вместе, как и все друзья по всей стране. Дэвид, Мэтью и Мэтт после окончания первого сезона отправились вместе в Европу. Эннистон стала крестной для дочери Кокс, и актеры по-прежнему часто появляются на шоу друг друга.

Пилотный сезон начинается со случайных разговоров между пятью друзьями (пока без Рэйчел, которая все еще в подвенечном платье). Разговаривают они на самые банальные темы, вроде у кого какие сны были прошлой ночью, но обстановка в кофейне все время неизменна. Вывод очевиден — это шоу, где сидят и много говорят, очень много говорят.

Cначала в сериале было больше одиночных сцен с главными героями, особенно для Моники. Кортни Кокс была самым известным на тот момент актером шоу (подруга Алекса Китона в «Семейныз узах», клип на песню Брюса Спрингстена «Dancing In The Dark»). В том, что большинство начальных сюжетных линий должны вращаться вокруг Моники был смысл. «Друзья» как раз и состоят из ее брата, школьной подруги, бывшей соседки по комнате и двух других друзей, которые живут на ее этаже и постоянно заходят в гости. Моника — единственная, у кого есть другие друзья (повара на работе). Также у Моники в пилотной серии есть бойфренд «Пол — винный парень», и она жалуется, что ее друзья уделяют ему больше внимания, чем ей.

Шоу успешно претерпело некоторые неудачные эксперименты: разделение полов в 4 эпизоде не сработало (девушки остались дома, а парни ушли на хоккей), не сработало разделение шестерки на три пары в пятой серии (Моника и Джо вместе идут на свидание с бывшей девушкой Джо и её парнем; Росс сопровождает Рэйчел в прачечную; Фиби помогает Чендлеру репертировать разрыв с девушкой), не совсем удачна концовка восьмого эпизода, где герои после смерти бабушки Росса и Моники смеются и пытаются узнать себя на старой бабушкиной фотографии. Куда эффектнее смотрится финал следующей, девятой серии: там хэппи-энд наступает после сарказма, а не наоборот. Дверь квартиры захлопывается вместе со всеми планами друзей куда-то уехать на День благодарения, затем они замечают жуткого голого мужчину в окне квартиры напротив, который обедает с ужасной голой женщиной. Тут герои понимают, что они вместе, и все не так уж плохо, едят сэндвичи с сыром и предвкушают испорченное Рождество.

Некоторые мрачные моменты в сериале (на самом деле вовсе не мрачные, но по сравнению с «Семейными делами» это настоящий хоррор) спасают шоу от излишней приторности. Поколение молодых людей, представленное в сериале, появилось во время бэйби-бума 60-х. Они росли во время войны во Вьетнаме, Уотергейта, отставки Никсона — поколение, разочарованное тогдашними политическими лидерами. Также это первое поколение, в котором дети отказались от идеи «работы на всю жизнь», каковой идеи придерживались их родители, посвятившие десятилетия работе на одну компанию. Это поколение понимало, что работа приходит и уходит, как и люди в правительстве, а друзья остаются навсегда.

В этом культурном ландшафте заглавная тема сериала, частично написанная его создателями, имеет особый смысл: «Никто не говорил тебе, что жизнь сложится именно так/ работа — мрак, и личной жизни никакой/ и твой бюджет давно романс поет», — это желание мечтателей перевернуть мир с улыбкой и радоваться счастливым дням вместе. Официантка Рэйчел, которая в последний момент бежит от благополучного будущего с ортодонтом Барри; Чэндлер, работа которого настолько скучна, что никто даже не вспомнит, чем именно он занимался; Джо, чей заработок состоит в основном из участия в медицинских исследованиях. Моника объявляет Рэйчел в конце пилотной серии: «Добро пожаловать в реальный мир! Это полный отстой! Тебе понравится!»

В отличие от многих ситкомов того времени, которые показывали родителей как надежную опору, которая всегда поддержит в трудные моменты (Your Blossoms, Full Houses, Step By Step), в «Друзьях», где герои борются за свою независимость, родители выступают в роли злодеев. Иначе как объяснить постоянные упреки Джуди Геллер своей дочери («О, у нас спагетти на ужин... самая простая еда для готовки»); усилия отца Рэйчел, который пытается пресечь ее новый образ жизни; действия мамы Чендлера, которая соблазняет его лучшего друга? Другие родители действуют из лучших побуждений, но делают это слишком нелепо: Элиотт Голд, который живет беззаботно и не сильно заботится о проблемах своих детей — Росса и Моники. Один из самых смешных моментов 8 эпизода, когда герой Леблана объявляет своему отчиму, что в доме Джоуи все будет по его правилам. Роли между родителями и детьми в сериале меняются постоянно.

«Друзья» хоть и решают свои проблемы самостоятельно, но всегда готовы помочь друг другу. Проще всего это увидеть в сюжетных линиях Росса и Рэйчел в первом сезоне, где оба начинают с нуля: жена-лесбиянка Росса ушла к другой женщине, а Рэйчел сбежала от участи стать богатой принцессой на Манхеттене. Ребята помогают Россу переехать в новую квартиру, и все вместе приходят, чтобы сгладить его одиночество, когда он покупает себе обезьянку. В 18 эпизоде, The One With All The Poker, Рэйчел теряет работу, и друзья устраивают ей игру в покер, в которой Росс позволяет Рэйчел выиграть денег своим блефом.

Создатели шоу находят смешные моменты даже в игре в покер. Вот некоторые из лучших моментов первого сезона: Моника расстается с Аланом, парнем, которого любят все ее друзья (Рэйчел: «Скоро Каникулы! Я хочу познакомить его со своей семьей!); другой ее парень, Роджер (Фишер Стивенс), разбавляет атмосферу в компании друзей фрейдисткими шутками («вы носитесь с кофейными чашками, как будто на них соски»). 

«Друзья» создали то, что сейчас называется «комедия места встречи». Например, «Счастливый конец» с аналогичной шестеркой героев (правда, они там не валяют дурака все серии), или лучшие моменты «Моей команды», когда все герои играют в покер или пьют в местном баре (почти как кофейня в «Друзьях»). В «Как я встретил вашу маму» пятерка друзей тоже пропускает кофе и сразу идет в бар, сюда же относится «Новенькая» с Зои Дешанель, которая поселяется в квартире с тремя одинокими парнями. Хотя, по общему мнению, последние сезоны «Друзей» и сложно смотреть, наследие ранних лет шоу доказывает, что оно серьезно изменило всю индустрию сериалов. Хотя Барроузу и удалось повторить успех в сериале «Уилл и Грейс», другие его проекты (The Class, Partners, The recently axed Friends With Better Lives) показывают, что невероятно сложно достигнуть планки, установленной «Друзьями».

 

Метки

Статьиthe friendsдрузьясериалыситком

25360

Рекомендации