Почему мы любим фриков

Они юродствуют, привлекая к себе внимание: выражают протест, констатируют факт искусства, или просто сошли с ума. Их обожают и клеймят, но равнодушным не остается никто. Скоморохи всегда веселили толпу вызывающим внешним видом и грубыми шутками. В XXI веке массовые вкусы почти не изменились, что на руку современным безумцам. Так в чем же их притягательность?

Слово «фрик» вошло в обиход только в 60-х годах XX века. До этого уличных чудаков называли городскими сумасшедшими, а эпатажных знаменитостей — эксцентриками. Люди искусства принялись активно выражать свои художественные идеалы и своеобразный протест против обыденности в конце XIX века — декаданс диктовал новые формы самовыражения. В ту скудную на перформансы эпоху удивлять было проще: верхом общественного вызова Маяковского была его оранжевая блуза, Оскар Уайльд вводил публику в ступор винтажными бархатными камзолами, а Жорж Санд носила мужскую одежду — эти экстраординарные выходки теперешних классиков заложили основы современного перформанса и эпатажа. Призыв прогрессивных культурных деятелей начала XX века «эпатировать буржуа» вылился в художественные изыскания их последователей, авангардных художников и рок-музыкантов.

В 1932 году американский режиссер Тод Браунинг, известный первой голливудской экранизацией «Дракулы», выпускает свой самый спорный и вызывающий киноопус «Уродцы» («freaks») — историю о цирке уродов. Браунинг тщательно подошел к касту и сумел запечатлеть на пленке огромное количество актеров с физическими отклонениями: человек-торс, микроцефалы, бородатая женщина и сиамские близнецы — все лучшее только для вас!

Фильм поразил тогдашнюю общественность, а понятие «фрик» вошло в обиход для обозначения людей физически неполноценных, имеющих редкие экзотические заболевания или отличающихся необычным внешним видом. Во времена свободолюбивых психоделичных 60-х термином «фрик» начали обозначать творческих личностей, противопоставляющих себя обывателям среднего класса. Творческие люди выглядели странно и несли в мир непонятное искусство перформанса.

В центре контркультуры 60-х располагается Фрэнк Заппа, сам себя называвший фриком. «На персональном уровне, — пишет Заппа, — Процесс превращения во фрика — это процесс, при котором индивид отбрасывает устаревшие и сдерживающие способы мыслить, одеваться и вести себя для того, чтобы выразить творчески свое отношение к окружающей его среде и к социальной системе в целом».

Отныне фрик — не ошибка природы, но ошибка социума. Новые фрики — маргиналы, продолжатели дела футуристов и дадаистов, авторы сюрреалистических перформансов, на всю катушку эпатирующие буржуа.
 

Топ-10 фриков
 

Дэвид Боуи

 

В 70-е в музыкальный мир ворвался «глэм-рок». Его отличительные черты проявились даже не в музыке, а во внешнем виде исполнителей: барочная вычурность, блестки, андрогинность, яркий инопланетный грим — глэм-музыканты создавали на сцене образы неземной и нечеловеческой красоты. Символом и первопроходцем эпохи стал многоликий Дэвид Боуи.

На обложке знакового альбома 1970-го года The Man Who Sold the World Боуи предстал в женском платье, чем вызвал негодование консервативных критиков и восхищение еще не искушенной музыкантами в юбках публики. Это был первый пример андрогинности в массовой культуре XX века. Боуи начал входить во вкус и двумя годами позже создал свой культовый образ — инопланетянина Зигги Стардаста. Это своеобразное alter ego Боуи, покорившее миллионы своей ирреальной футуристичностью, стало настоящим прорывом в мире рок-музыки.


 

Клаус Номи
 

Вторым выдающимся инопланетянином 70-х стал Клаус Номи — широко известный в определенных кругах немецкий исполнитель (они с Боуи были друзьями и даже записали пару дуэтов). Этот фрик, выглядевший как геометричный Пьеро под кислотой, долгое время искал свой голос и, в конце концов, нашел непередаваемое звучание. Сам Клаус отзывался о своих вокальных способностях не то, чтобы очень лестно («пение пьяной в дупель оперной дивы»). Чудный контр-тенор Номи трудно спутать, а его внешний вид стал своеобразным немецким брендом. Экстравагантный гений, как и положено гению, умер рано, хотя его смерть тоже стала своего рода вызовом обществу — Клаус Номи является первой в мире знаменитостью, умершей от СПИДа.


 

Майкл Джексон
 

В 80-е зажглась звезда Майкла Джексона, человека, навсегда изменившего мир музыки. Его альбом Thriller 1982 года вошел в книгу рекордов Гиннеса как самый продаваемый альбом всех времен и народов. К началу 90-х Джексон являлся неоспоримым королем поп-музыки, правда тут со звездой стало твориться неладное: из чернокожего парня Майкл постепенно трансформировался в Белоснежку (с природой не поспоришь — пигментация кожи изменилась из-за редкой болезни витилиго).

Но этой чудесной инверсии Майклу явно было мало: с помощью пластики он до неузнаваемости изменил свое лицо, человеческих черт в котором после всех произведенных операций явно поубавилось. Поговаривают, будто без грима Джексона не видела даже его собственная жена Лиза-Мари Пресли (дочь покойного короля рок-н-ролла), утверждавшая, что Майкл просыпается раньше нее и успевает сделать мейк. Другие слухи не менее интересны: и спит он в барокамере, и части тела отваливаются после бесчисленных операций. В общем, жизнь короля полна чудес. На то он и король!


 

Мерилин Мэнсон
 

В середине 90-х общественность шокировал неистовый Мерилин Мэнсон. Заявленный сынок серийного маньяка Черльза Мэносна и белокурой кинодивы на деле оказался порождением Элиса «самой страшной женщины на свете» Купера и Дэвида «с анатомией кукольного Кена» Боуи. Мечта экзальтированных готесс и страшный сон религиозных бабушек, Мэнсон явил себя миру в образе ни много ни мало, Антихриста-суперзвезды (так и назывался прославивший его альбом). Всем своим жизнетворчеством, начиная с текстов песен и заканчивая разноцветными линзами, Мэрилин обличал и обличает общество потребления, меня образы, как перчатки, вслед за папочкой (или мамочкой?) Боуи. Кстати, рьяным последователем дела Зигги Стардаста Мэнсон показал себя в эпоху его лучшего альбома Mechanical animals, когда превратился в андрогинное существо из космоса по имени Омега. По легенде, существо случайно упало на землю и стало рок-звездой.


 

Леди Гага
 

Рецепт прост: берем полкило Сальвадора Дали, смешиваем с 1/2 Элтона Джона образца 70-х, приправляем щепоткой сексуальности за гранью добра и зла и подаем с дрессингом из измельченного в блестки еще раз не к ночи помянутого мистера Боуи. Вуаля! Леди Гага готова! Пожалуй, Дали бы расплакался от счастья, увидев знаменитое платье из мяса, а Мэнсон уж точно пожал бы хрупкую девичью руку после красноречивого поедания крестов в клипе Alejandro. Иные со злорадством, а иные с тревогой ждут, когда же у эксцентричной дамы (вернее ее маркетологов и криэйтеров) кончится кокаин или иссякнет фантазия. Но Гага создает все новые образы и прекрасно чувствует себя, закутавшись в саван постмодерна и пританцовывая на могиле сюрреализма. Нам же остается любоваться, удивляться и радоваться тому, что мир еще не так стерилен, как предрекали старики-фантасты.


 

Анна Варни Кантодеа (Sopor Aeternus)
 

Звезда немецкого андеграунда неопределенного пола Анна Варни когда-то была мальчиком Варни. Что конкретно случилось, никто не знает, но внезапно мальчик понял, что быть существом мужского пола для него неестественно. В женском образе мальчик чувствовал себя не лучше. Но Варни справился с задачей и разгадал собственную тайну: на самом деле он — существо третьего пола. Дабы подчеркнуть эту свою особенность, Варни присоединил/а/о к своему имени женское — Анна, стал/а/о двигаться, словно балерина, а выглядеть, как страшный сон Эдгара По. Анна Варни — существо загадочное — записывает мрачноватые окологотические песни в домашней студии, редко выходит на публику, никогда не дает концертов. Но несмотря на такой закрытый образ жизни, у Анны Варни и его/ее/ ансамбля Sopor Aeternus (оно утверждает, что остальные участники группы — духи, которые живут в ее/его голове и диктуют музыку) есть поклонники по всему миру. Тщательно продуманный это сверхтонкий пиар-ход, или человек и правда так живет — разобраться не представляется возможным.


 

Аманда Палмер


Аманда Палмер ворвалась в медийное пространство с полосатым флагом кабаре на перевес. Взрывная и харизматичная, она покорила публику своим экспрессивным вокалом, откровенными, порой шокирующими текстами про перемену пола и необычным музыкальным стилем панк-кабаре. Вдохновившись эстетикой немецкой богемы начала XX века, сатирическими пенснями-зонгами Курта Вайля и музыкой Sex Pistols. В XXI веке Аманда вновь возродила интерес к давно забытому стилю кабаре. Начав сольную карьеру, Аманда не переставала эпатировать: то устроит какой-нибудь перформанс вдвоем с мужем, известным писателем Нилом Гейманом, то выйдет на сцену голой, то в неожиданном ключе споет песню Майкла Джексона, то снимет клип про лобковую растительность. Разносторонняя и безусловно талантливая личность, подошедшая к конструированию имиджу фрика с умом.


 

Die Antwoord
 

Развеселые южноафриканские фрики из группы Die Antwoord заявили о себе в 2010 году, залив на you tube странный клип Enter the ninja. Видео быстро собрало огромное количество просмотров, а Die Antwoord стали новыми законодателями музыкальных трендов — их стиль часто называют фрик-рэп. Вокалистка группы, Йоланди Фиссер, еще раз доказала, что можно стать модным, будучи некрасивым: ее худоба, странный гримм и специфический вокал сделали свое дело, а песня I fink you freeky со словами «Я думаю, что ты странный, я тащусь от тебя» стала настоящим гимном фриков нового поколения.


 

Линда
 

Белая ворона русской музыки, получившая культовый статус еще в темные 90-е. На территории бывшего СССР найдется немного людей, никогда не слышавших строчки «Я — ворона, нанана...» или «Мама-марихуана...». В волшебную эпоху, когда на российской сцене царил полный трэш (в самом прекрасном смысле этого слова), Линда и ее продюсер Макс Фадеев умудрились создать стильный музыкальный продукт, завернутый во фрик-обертку. Но популярность «Вороны» продлилась недолго — в начале нулевых мода на странную певицу прошла, а Линда уехала в Грецию на ПМЖ. Там она продолжила творчески развиваться без посторонних глаз журналистов и поклонников. Через несколько лет певица вновь вернулась на сцену с хитом «Цепи и кольца» в образе кислотной японской гейши. Сейчас Линда записывает в меру успешные альбомы и до сих пор собирает залы. Ходят на нее в основном ретроманы.


 

Владислав Мамышев-Монро
 

Русский художник-концептуалист умудрился эпатировать неискушенную постсоветскую общественность, появившись на публике в наряде Мерилин Монро. В дальнейшем Владик не раз менял образы, примеряя на себя маски известных киноактрис и эстрадных певиц. Некоторые могут решить, что Монро был рядовым трансвеститом, но все не так на самом деле. В 1989 году Владик был одним из создателей так называемого «Пиратского телевидения», ставшего площадкой для реализации его безумных художественных концепций, замешанных на советском масскульте, сатире и уорхолловском поп-арте. Мамышев-Монро был известен далеко за пределами России как художник и перформанс-актер, но в нашем отечестве большой популярности не сыскал: Шура, Борис Моисеев и Верка Сердючка — вот, как известно, наше все. 


Метки

ЧтениеСтатьидэвид боуиклаус номиледи гагамайкл джексонмерилин мэнсонтод браунингфрики

34096