Франсуа Озон. «В доме»

Все наши «в доме» сидят. Телевизор смотрят, чай с козинаками пьют.

Киновпечатление от просмотра нового фильма Франсуа Озона «В доме».

Начну с небольшого лирического отступления. Вам нравится спокойная летняя Франция с её средним классом и всеобщей устроенностью? А лёгкая ненавязчивая музыка, которой так славятся фильмы Озона? А его фирменные неожиданные сюжетные повороты из серии «в тихом омуте черти водятся»? Да? Точно, да? Тогда этот фильм для вас.

Сидят люди в своих домах, в каких-то сложившихся ролевых системах, ты такой, ты такая, он — вот такой. Так было всегда. Они привязаны к текущей ситуации и в том — их слабость. Мир кажется приятным и счастливым, но тут приходит он — человек с кастрированным духом. Мальчик холодный настолько, что даже на свои желания смотрит, как будто со стороны, они не увлекают его, лишь забавляют. Есть новомодный термин — «социальный инженер». Грубо говоря, это человек, который способен проектировать с математической точностью человеческие взаимоотношения.

Клод, главный персонаж фильма «В доме», именно такой. Он талантлив и умён. Расчётлив и холоден. Но при этом начисто лишён низменных страстей. Исследуя жизнь средней семьи своего друга, он также исследует и себя, внимательно прислушиваясь к своим чувствам и желаниям. Ненавязчиво и легко, словно острый нож в податливое тёплое масло, он входит в жизнь Рафы — обычного приятного среднестатистического парня по имени Рафаэль. Каждый из нас чего-то ждёт, но большинство слишком зациклены на себе для того, чтобы видеть желания других так ясно, как видит их Клод. Лишившись полноценной семьи, оставшись вдвоём с парализованным отцом, покинутый родной матерью, Клод отчаянно пытается заполнить гнетущую пустоту внутри, перебирая различные варианты среднестатистических наполнителей. Он с лёгкостью, унижающей его лёгкостью, добивается любви всех членов семьи Рафаэля. Манипулируя их чувствами с искусностью престарелого многоопытного психиатра, он занимает своё место в их жизнях. Он становится нужным им, но нужны ли они ему, достойны ли стать частью его жизни? На этот вопрос ещё предстоит найти ответ. И вряд ли он кого-то обрадует.

Тема внутренней пустоты и замутнённости взглядов, забитых всякой чушью голов проходит красной нитью сквозь весь фильм. Среднестатистическая французская семья со средним достатком в представлении Озона омерзительна, смешна и проста.

Режиссёр глумится всеми возможными способами над их никчёмностью, пользуясь изящными словами Клода. Отец семейства, увлечённый своей работой, на которой его не уважают. Его жена, которая активно предаётся думам о перепланировке и ремонте.

Любят ли они друг друга? Почему они вместе? К чему всё это? И рядом пасётся квинтэссенция их союза — юный Рафаэль, лишённый характера. Человек-заготовка, не знающий что делать с зачатками своих сильных чувств.

Есть ли что-то настоящее в этой семье? Сумеет ли злодейский гений юного гомоэротичного Клода разрушить весь этот шалаш, наросший на сгнившем дереве? Ответ на этот вопрос не так прост и однозначен, как может показаться. И он тоже вряд ли кого-то обрадует.

 

Автор: Жан-Франсуа де Форенуар

 

 


Метки

ЧтениеСтатьив домекинорецензияСинемафрансуа озонЭкспериментус

11620