Холодное сердце: что не так с ложным феминизмом

Очень легко отличить настоящую феминистку среди прочих: отведите ее на мультфильм Диснея «Холодное сердце». Если она только подмазывается к идеологии, чтобы набрать популярности в соцсетях, то ее нежное лицо будет сиять от умиления. Настоящая феминистка же будет кряхтеть, непрерывно фэйспалмить и смотреть на часы каждые десять минут. Когда вы поинтересуетесь, понравился ли ей мультик, она сделает такое лицо: 


Проблемы данного диснеевского «шедевра» налицо: так же, как в «Принцессе и Лягушке» в основе всего явно лежала неплохая задумка. Но Дисней неизбежно скатывался в дешевые трюки и липкие сказочки на потеху публике. Это не субъективное впечатление: у большинства адекватных людей сложилось именно такое мнение — для этого были веские причины. Тем более удивительно, когда находятся «отмороженные», которые не просто любят этот фильм, но буквально дрочат на него: лучший фильм со времен «Короля Льва», новая классика Диснея, феминистический, революционный, подрывной. Как будто «Холодное сердце» сделало для женских персонажей то, что «Горбатая гора» — для гейских ковбоев. Интересно, может, они смотрели какой-то другой фильм под тем же названием? 

Все имеют право на свое мнение, это вовсе не спор о вкусах. Если вам просто весело, нравится красивая анимация или песни, то все в полном порядке. Но если вы думаете, что «Холодное сердце» — революционный прорыв в киноиндустрии, новый шаг к справедливой репрезентации женщин, то это какая-то ужасная ошибка. В том, что люди празднуют выход мультфильма как феминистский триумф, видится глобальное непонимание происходящего и зомбированность, которая может иметь очень неприятные последствия. 
 

Никакой свадьбы в конце фильма!


Многих псевдофеминистов очень обрадовал тот факт, что мультфильм не закончился удачным замужеством. Какое смелое решение, аномалия, прогрессивный Дисней! Да, эта формула плотно укоренилась в нашем сознании: главная героиня встречает человека, который помогает ей на нелегком пути, и этого достаточно, чтобы убедительно разыграть влюбленность и закончить фильм звоном колокольчиков, упряжкой белых лошадей, фантастическим платьем и гигантским тортом. В «Холодном сердце» первый парень, которого встретила Анна, оказывается корыстным подонком, и их отношения друг с другом заканчиваются, не начавшись. Довольно веский аргумент, казалось бы. 


 

Из 43 полнометражных анимационных фильмов, которые выпустил Дисней (не считая фильмов Pixar, антологий типа «Винни Пуха» и «Фантазии»), как вы думаете, сколько было показано свадеб? Главных героев, их товарищей или второстепенных персонажей? Семь. Только семь диснеевских фильмов показывают свадьбу на экране: «Золушка», «101 далматинец», «Робин Гуд», «Русалочка», «Планета сокровищ», «Принцесса и Лягушка» и «Ральф». Белоснежка? Ни свадьбы, ни обручения: она просто прыгает на коня возлюбленного и уезжает с ним. Спящая красавица? Пара танцует, и платье девушки меняет цвет. Танцуют также в «Красавице и чудовище», а Покахонтас наблюдает за парусом своего избранника, который плывет обратно в Англию. 

Можно восстановить справедливость, удалив из списка неподходящие мультики (про животных или слишком молодых для любовных утех героев) и засчитывать Диснею помолвки и обязательства. Тогда, если смотреть на женских персонажей, соотношение ангажированных особ и свободных примерно равное, с небольшим перевесом «синих чулков». Поэтому оставьте ваши восторги по поводу неслучившейся свадьбы — Дисней придерживается своей линии, только и всего. 
 

Мультфильм прошел тест Бехдель


Это тест, с которым в киноиндустрии справляются на удивление нечасто (якобы): 
1. В фильме должно быть не менее двух женщин. 
2. Женщины хотя бы раз говорят друг с другом.
3. Женщины хотя бы раз говорят друг с другом не о мужчине. 

Свое название тест получил по фамилии художницы Элисон Бехдель, которая в 1985 году нарисовала комикс под названием «Правило», где эти три пункта впервые и появились: 

Эльза и Анна разговаривали друг с другом четыре раза, и три беседы из них были не о мужчинах, так что «Холодное сердце» действительно проходит тест. Вы знаете, какие другие фильмы из серии диснеевских принцесс прошли тест Бехдель? Большинство: одиннадцать из двенадцати. Не прошел только «Аладдин», потому что Жасмин была единственной говорящей женщиной. В «Холодном сердце» две женщины в главных ролях, поэтому удивляться нечему.

Чего не хватает этому мультфильму, в отличии от многих других, это второстепенных женских персонажей, которые бы поддерживали главную героиню. Кроме Жасмин и Белоснежки, на всех героинь очень влияли эти «женские истории». У Авроры есть три феи, Белль дружит с миссис Поттс, лучшим другом Покахонтас является другая молодая девушка и ее поддерживает Бабушка Ива. В «Холодном сердце» Дисней решил отказаться от сочного набора материнских символов, даже в ущерб значительной части аудитории. 

Мир «Холодного сердца» — не явно патриархальный. Никого не удивляет, что вместо короля у них королева, и никто не размышляет, за кого она собирается выйти замуж или скольких сыновей родить. Но вспомним другую королеву, снежную, и обилие сильных женских характеров: бабушка, которая рассказывает Герде про Снежную королеву, Разбойница, которая в конце концов решает с Гердой подружиться, Принцесса, которая — внимание — не может найти жениха, потому что она отказывается выходить замуж за человека, который будет ниже ее по уровню интеллекта. Дисней ведь не стал заменять этих персонажей на мужчин, правда? В то время как «Холодное сердце» чисто формально проходит тест, и в этом нет никакой особой заслуги. 
 

Сильные женские персонажи


Два главных героя — женщины с сильным характером, поэтому мы должны сказать Диснею спасибо. Нет, вообще-то не должны. Посмотрим на эти характеры. 

Анна красивая, с телом Барби, что в порядке вещей для диснеевских героинь. Она несколько неуклюжа, что могло бы казаться милым исключением. Только это де-факто недостаток для персонажей, которые не прописаны настолько, чтобы иметь реальный недостаток. Как в «Сумерках». Неуклюжесть Анны не влияет на сюжет, исход событий, это не то, что она должна преодолеть, доказывая силу и решимость. Анну никак не назовешь умной, несмотря на то, сколько слов она может выплюнуть в минуту. Если бы она была таковой, то не оставляла бы человека, которого едва знает, отвечать за ее королевство, пока она «вся такая» едет в снегу без пальто. Она не осознает последствия своих действий, весьма откровенна — но так же и груба. 


 

Эльза не лучше, чем ее младшая сестра. Может быть, даже хуже. Самобичевание и отказ от любой помощи, которую ей предлагают. Сестра тратит годы, пытаясь достучаться до нее, но Эльза так настойчиво и маниакально закрывается от взаимодействия, что психиатр мог бы назвать это патологией. Она — комок самообвинения, который, сверкая коньками, сбегает ото всех проблем. Эльза предпочитает не брать на себя ответственность, это противоположность Симбы из «Короля Льва», который столкнулся с реальностью вреда, нанесенного землям прайда, и сделал сознательный выбор вернуться и все уладить. Эльза — уязвимая, антисоциальная женщина, которая начинает рушиться на глазах с начала фильма и не остановится, пока ее сестра буквально не превратится в лед перед ней. 

Очень жаль, что под «сильным женским персонажем» подразумевается «любая вымышленная женщина, которая прописана чуть лучше, чем вешалка для одежды». 
 

У обеих женщин есть свои цели, а не просто «найти Его»


Давайте начнем с Эльзы. В чем заключается ее цель? И вообще, есть ли она? Это не может быть цель «принять себя такой, какая я есть», потому что она находится в полной изоляции. Это не «научиться контролировать свою силу», потому что Эльза никогда не изучает ее, а только убегает от того, что выбивает ее из колеи. Она не выражает особого желания быть ближе к Анне, не вожделеет власти или вечной зимы. Она слишком быстро оставляет своих подданых, поэтому вряд ли она хочет быть хорошей королевой. Если продолжать попытки найти хоть какую-нибудь захудалую цель, то лучшее, что можно сформулировать — «жить свободной от страха». Не слишком ли абстрактно для принцессы Диснея? 

У диснеевских барышень есть типичный паттерн: как правило, они в начале фильма заявляют, чего именно они хотят, а потом делают все возможное, чтобы это получить. Белль хочет сбежать от своей провинциальной жизни, и это именно то, что она делает. Рапунцель хочет выяснить, что означают светящиеся огни. Мулан хочет быть гордостью и честью своей семьи — и она становится гордостью всего Китая. Даже Ариэль, которую больше всего критиковали за экзальтированную влюбленность, хотела стать человеком и постичь земную жизнь до того, как встретила Эрика. Тиана хочет ресторан, Покахонтас хочет выбрать свой собственный путь, Жасмин — избежать патриархального закона. Список, разумеется, можно продолжать. А мужчины в этих историях? Бонусные призы. 

Дисней переворачивал наоборот типичные приключенческие фильмы, где мужчина задавался целью спасти королевство, найти Святой Грааль, убить дракона... Он достигал этой цели, а романтические отношения ему предлагались как бонусная премия: «Я спас мир, а теперь несите сюда женщину! Добровольцев будет не трудно найти». За это мы Дисней и любили. 

Анна, как и все остальные принцессы Диснея, рано заявила о том, чего она хочет. Она хочет найти «единственного». И, как и любая другая принцесса Диснея, она получила свое. Возобновление отношений с Эльзой или то, что ворота замка открываются — приятные бонусы. Реальная цель Анны — настоящая любовь. 
 

Эльза индивидуальна и сексуальна. Она — современная женщина
 

Это настоящее крысиное гнездо взаимоисключающих параграфов. Да, Эльза действительно предпочла застегнутый, традиционный королевский наряд облачению, которое (по крайней мере, эстетически) подходит ее характеру. Многие феминистки до смерти защищают свое право носить мини-юбку и каблуки, оставаясь при этом феминистками. Они также не видят проблем с сексуализированными женщинами на экране до тех пор, пока героини не выглядят объектами. Нет ничего плохого в том, чтобы восхищаться красотой женского тела и показывать его в привлекательном ракурсе. 

Но костюм Эльзы... Он смехотворно, удивительно непрактичен. Ее платье настолько узкое, что она едва может ходить в нем. Только посмотрите на эту обувь: 

Многие пятнадцатисантиметровые шпильки выглядят более комфортно, чем это. Когда вы думаете про обувь, способную выразить вашу индивидуальность и независимость, вы правда представляете себе кристаллические шипы, впивающиеся в носки и пятки? В мужской фантазии может быть женщина-супергерой, которая носит каблуки — но это каблуки на хороших, крепких кожаных сапогах, которые не превращают ноги в окровавленные клочья. 

Кроме того, неужели женщина, которая живет в ледяном дворце, не позаботилась бы о том, чтобы ее обувь гарантировала надежное сцепление с полом? Или вы никогда не пробовали носить шпильки зимой, что почти всегда заканчивается падением и отбиванием задницы? Идея того, что Эльза сама выбирает то, как ей выглядеть, хороша. Но когда «сильный женский персонаж» носит одежду, которая ее буквально парализует — это по меньшей мере странно.
 

Один из персонажей — гей, и у него есть семья


Как известно, современный феминизм очень тесно пересекается с ЛГБТ-сообществом, эти два движения оказывают друг другу взаимную поддержку по мере сил. Слухи о том, что в мультфильме присутствует гомосексуал, довольно быстро распространились по всему интернету, поэтому необходимо кое-что уточнить. Дисней никогда не собирался открыто показывать гей-пару в анимационном фильме, даже в качестве второстепенных персонажей. Огромное количество денег Дисней получает от аудитории самого что ни на есть правого крыла, и корни этого упираются в личность самого Уолта. Он считал, что нужно избегать христианских символов в пользу магии и мифологии для того, чтобы мультфильмы привлекали представителей всех конфессий. Уолта было не переубедить в этом точно так же, как и в том, что мультфильмы должны соответствовать традиционным семейным ценностям. Это неофициальная, но важная составляющая миссии компании. 

Так что же за гей-характер присутствует в «Холодном сердце»? Эльза? Хоть она и не заканчивает свою историю счастливой гетеросексуальной влюбленностью, это не делает из нее лесбиянку автоматически. Мнение находчивых анонимов заключается в том, что гей — вот этот парень: 


Оукен, так его зовут, выглядит немного изнеженно, и эти милые розовые акценты на свитере и щеках... Нет, даже самые упоротые слэшеры не могли бы сделать выводы, основываясь на таких дурацких стереотипах. Причиной для слухов стала фотография в рамке, на которой запечатлены члены его семьи в сауне: 


Предполагается, что это муж Оукена и четверо детей. Вообще-то мы не знаем: это может быть его брат, двоюродный брат, самый старший сын, племянник или просто стандартное изображение, которое вставляют в фоторамку перед тем, как продать ее. 

Дисней нам этого не расскажет. До тех пор, пока гомосексуальность показывают в мультфильмах так редко, равенство в СМИ достигнуто не будет, независимо от того, сколько въедливых зрителей будет искать малейшие намеки и «улики». Если бы Дисней подтвердил, что Оукен — гей, поддержка от ЛГБТ-сообщества была бы ничтожна по сравнению с угрозой потерять сегмент рынка, который приносит компании прибыль сейчас: традиционные семьи с Вольво и парой детей. Дисней не будет рисковать, а даже если это и был риск — то это недостаточно убедительно. 
 

Всех спас поцелуй двух сестер, а не сопливый «поцелуй любви»


Анну спасла от смерти настоящая любовь — при этом поцелуй не ее нового избранника, а искренне раскаявшейся сестры. Так, навскидку — сколько раз «поцелуй любви» спас ситуацию в серии мультфильмов про диснеевских принцесс? Всего два — «Белоснежка» и «Спящая красавица». Несмотря на это, Дисней довольно ловко использует эту метафору на протяжении пятидесяти лет. Ариэль упускает свой поцелуй, который превратил бы ее в человека, Белль не целует Чудовище, пока оно не превратится полностью. Поцелуй Покахонтас реально способен убивать людей. 

Конечно, был сделан определенный акцент на том, что именно сестринская любовь принесла долгожданное спасение, а не любовь Анны и Ганса. Это действительно очень здорово. Но не так удивительно или революционно, как многим кажется. Жизнь диснеевских героев зависела от семьи, дружбы, правды и чести так же часто, как и от гетеросексуальных отношений. Дисней никогда не стеснялся показывать своей аудитории, что есть много видов любви, кроме любви романтической. 

Молодежь — целевая аудитория Диснея, поэтому он фактически бьет в барабан дружбы гораздо чаще, чем истинной любви. Даже в «Русалочке» главной кажется любовь Тритона к своей дочери. Действуя как капризный подросток, Ариэль не могла бороться со своей тягой к океану человеческой жизни. Но только когда она сражалась за доверие и уважение своего отца, буквально спасая ему жизнь, Ариэль достигает своей цели. Брак с Эриком является, опять-таки, бонусным призом. Отнюдь не случайно, что ее последние слова в фильме: «Я люблю тебя, папа».  

Многие фильмы Диснея говорят нам о том, что семья и дружба так же важны (если не более), как романтическая любовь, и «Холодное сердце» просто не является исключением. 


 

«Холодное сердце» — не про феминизм, это товар, который спекулирует на том, что порядочные люди считают феминизмом, и издевается над ними, как школьный хулиган. У Диснея были гораздо более прогрессивные мультфильмы, и это жалкое подобие не должно стать новой ролевой моделью. Два главных женских персонажа — замечательно, если это не выполнение каких-то формальных требований, как получилось в «Холодном сердце». Чем больше щедрых похвал достанется мультфильму, который пытается быть «достаточно хорошим», тем меньше вероятность того, что мы когда-нибудь увидим лучше. 

 

 


Метки

Статьикритикафеминизм

33460

Рекомендации