Ex Machina: пугающая история любви, паранойя и научная фантастика в кино, которое не выйдет в прокат в России

Научная фантастика всегда была очень популярна. В этом жанре есть романтические истории, приключенческие фильмы, триллеры и даже эротика. В новом британском фильм Ex Machina есть и триллер, и эротика, и детектив, и совсем немного мелодрамы. Но хэппи-энда тут нет.

На самом деле, фильм не новый, в родной Британии он вышел в прокат еще в январе. Продюсеры увидели у картины потенциал и запустили международный прокат, с апреля Ex Machina можно посмотреть в других странах. В Россию фильм пока привозить не планируют, зато с 16 апреля его начнут показывать на Украине.


 

Если бы Ex Machina все-таки вышла в России, то назывался фильм, скорее всего, «Из машины». Впрочем, это грубый перевод, который предлагает Кинопоиск. Наши переводчики придумали бы что-то поинтереснее, ведь само выражение Ex Machina означает «счастливый конец» — когда в греческих трагедиях Бог спускается с небес и помогает разрешить все конфликты. Здесь герои сами играют в Бога.

 

Фантастика
 

Раньше в жанре научной фантастики снимали либо очень дорогие блокбастеры, либо «трэш» вообще без бюджета. Сейчас, когда стоимость визуальных эффектов сильно упала, появилось много инди-фильмов с интересным сюжетом, которые раньше никогда бы не увидели свет. Ex Machina снял Алекс Гарленд, драматург, написавший сценарии для таких фильмов, как «Пляж», «28 дней спустя», «Пекло», «Не отпуская меня». Ex Machina его режиссерский дебют.


 

Никто не доверил дебютанту большой бюджет (если €11 млн. не считать большим) и иногда на экране это заметно. Все действие происходит в замкнутом пространстве, на острове в большом особняке-лаборатории. Персонажей всего четверо, но с их помощью Алекс Гарленд показывает, что движет людьми, на какое зло мы способны и как низко можем пасть.

 

Любовный треугольник
 

Главные герои фильма — двое мужчин и женщина (пусть и робот, но все-таки похожий на привлекательную женщину), а в таком случае любовный треугольник возникает всегда. Один из мужчин начинает ревновать, когда видит, что женщина начинает все больше и больше сближаться с другим. Но это поверхностный взгляд.


 

Как и в любом хорошем произведении здесь есть еще один уровень конфликта — это отношения между создателем и его творением. Творением, у которого есть разум и свободная воля.

 

Сюжет и действующие лица


Эйва (Алисия Викандер) было создана техническим гением Натаном (Оскар Айзек). Натан основал компанию Bluebook (аналог Google) и так заработал свое состояние. Натан анализировал триллионы запросов пользователей, чтобы понять, как они живут, работают, думают и даже чувствуют.


 

Калеб (Донал Глисон) работает в Bluebook. Когда Натан объявляет отбор-лотерею сотрудников для спецпроекта, Калеб принимает в ней участие и выигрывает. Его задача — отправится на остров в особняк Натана и помочь ему с исследованием. Нам не говорят, где находится особняк, но съемки проходили в Норвегии, и пейзажи этой северной страны отлично создают подходящую атмосферу.


 

Калеб должен тестировать Эйву, а суть этого теста заключается в том, сможет ли он поверить, а точнее забыть, что перед ним робот, а не живой человек. Здесь автор поднимает вечный вопрос — что же все-таки делает нас людьми.


Вместе с ними в особняке-НИИ живет Киоко (Соноя Мизуно). Она всегда молчит, потому что, по словам Натана, не знает английского. Конечно, сразу понятно, что Киоко не просто горничная, и что она знает много тайн об этом месте и о своем хозяине, но молчит.

 

Медленный террор в горах
 

Ex Machina, как и подобает хорошему фильму, построен на интересной задумке и скроен по классическим канонам драматургии. Эйва провоцирует Калеба, намекая, что Натан желает ей зла и вообще плохой человек. Натан, кажется, будет вести себя странно и подтверждать эту версию. Калеб будет верить всему и подозревать что угодно, но только не самый очевидный и правильный вариант. В общем, поклонники жанра будут знать все эти ходы наперед, но фильм им все равно понравится.


Ex Machina затягивает, повествование ведется медленно, это настоящий триллер, атмосфера страха, недоверия, подозрений передана очень хорошо. Калеб не может уйти из особняка Натана, он заперт здесь, система безопасности не позволяет ему свободно перемещаться, только если Натан не позволит ему куда-то выйти. Сам Натан увяз в своем доме еще сильнее, он начинает это понимать, когда его отношения с Эйвой перерастают из дружеских в любовные.


 

Это не нового, но писательский талант Алекса Гарленда делает этот сюжет интересным, интрига закручивается, напряжение постоянно нарастает. Калеб понимает, что ему уже не выбраться, он начинает понимать, что Эйва, скорее всего, тоже обречена. Также он понимает, что искусственный интеллект Эйвы может привести к концу человеческой истории. Но он уже не может ничего поделать, он просто продолжает двигаться вперед и делает то, что от него ждут.

  

Психологическая кинопьеса
 

В Ex Machina отлично показаны взаимоотношения между людьми. Большинство сцен — это диалоги двух персонажей. С помощью системы символов Гарленд показывает, кто из них в тот или иной момент одерживает верх над другим. Конфликт здесь скорее внутренний, на героев никто не нападает с лазерным бластером, но им постоянно страшно.

Эйва, которая в начале кажется безобидной и бесхитростной, плетет изощренные интриги, используя рефлексивное управление, она манипулирует своим создателем и его помощником.


Ядро фильма — это тесты, которые проводит Калеб для Эйвы, пытаясь понять пределы ее интеллекта, ее личности, и есть ли вообще у нее личность или это только имитация. Это бесконечная игра в кошки-мышки, когда не всегда понятно, кто за кем охотится.


 

Избитый и одинокий Натан в конце фильма добавляет картине пронзительности. Бог, создавший другого Бога, проигрывает и остается один. Это очень многогранный символ, который каждый поймет по-своему, что в очередной раз доказывает, Ex Machina — не рядовой развлекательный фильм. Хотя и классикой он вряд ли станет.
 

Читайте такжеЭлон Макс и Стивен Хокинг предсказывают восстание машин
 


Метки

КиноСтатьиEx Machinaбританское киноиз машинынаучная фантастикаобзор кинопремьерыревью

29636

Рекомендации