«Мамочка» Ксавье Долана — кровь, смешанная с пудрой

Стив — трудный ребенок, Диана — трудная мама. Диана забирает Стива из интерната в надежде начать их совместную семейную жизнь с нуля.  

До поры до времени все идет хорошо, но вскоре вспышки агрессии Стива рушат и без того хрупкий мирок. На помощь приходит скромная соседка Кайла, преподаватель с дефектом речи (не спрашивайте), и на какое-то время гармония восстанавливается. Но, разумеется, ненадолго.

Не знающий до поры до времени промахов любимец публики Ксавье Долан, кажется, наконец-то, слегка оступился. Если все его предыдущие картины — это почти безусловные победы, уверенные шаги вперед, то «Мамочка» — явно «этапный», откровенно спорный фильм.  


Съемочный процесс

 

Он намеренно упрощен, здесь нет привычного внимания к деталям и декорациям (вернее, есть, но уже не такое пристальное, как раньше), Долан меньше прячется за красивыми шторами и больше сконцентрирован на, собственно, истории.

 

История, да — банальная, мы все это уже проходили, а уж Долан — тем более (его первый фильм был на ту же тему). Такой маневр легко объясняется: Ксавье пытается выйти на широкую аудиторию, и формально он теряет больше, чем приобретает. Если раньше ему удавалось сталкивать высокую драму с почти-китчем, не скатываясь ни в пафос, ни в пошлость, то в «Мамочке» Долана слегка заносит: на некоторых, особо «душещипательных» моментах хочется зажмуриться, потому что становится немного неловко.


 

Однако это «поражение» стоит тысячи побед и вот почему:
Сдирая с себя слои краски (за которые его так полюбили),
Ксавье наконец-то показывает зрителям, что его сюжеты —
не просто площадка для жонглирования эффектными приемами,
а написанные собственной кровью истории.
Пусть даже эта кровь по привычке смешана с пудрой. 

 

Конечно, в «Мамочке» Долан не выходит с поднятыми руками: его по-прежнему заботит форма, он, как всегда, задирает нос, выпендривается, а чувство меры вообще никогда не входило в список его добродетелей. Но теперь его стиль работает на историю, а не история на стиль: на первом плане — человеческие эмоции, чистая энергия, и наконец-то отчетливо видно (раньше это было не столь заметно), что все эти киловатты драмы Долан, в первую очередь, пропускает через себя. И что ему вообще есть что сказать.

 

Долан отлично умеет работать с актерами, и здесь он собрал дивный каст, в котором все находятся на своих местах: начиная от «проверенной» Энни Дорвал и заканчивая молодым Антуаном-Оливье Пилоном, который в иных эпизодах достигает невиданного накала. Никто из ведущих актеров не «выпадает», весь состав работает четко и слаженно, при этом химия в кадре творится такая, что порой некогда перевести дух.

Энни Дорвал, Ксавье Долан, Антуан-Оливье Пилон, Сюзанн Клеман

 

Именно нарочитая неровность, вопиющая искренность (кому-то она покажется показной — ну что ж, тут возможны разные мнения), неоднозначность «Мамочки» — ее самый главный плюс.
 

Долан наглядно показывает, что он —
не просто модный режиссер для девочек,
а серьезный постановщик с собственным почерком.
Сделать шаг в сторону, а не вперед
тоже иногда бывает очень полезно. 

 

 

Мария Ремига

cinemaholics.ru специально для Модного Петерубрга


Метки

КиноСтатьикинокритичноксавье доланмамочкаревью

22008

Рекомендации