Ксавье Долан: Полюбить мужчину. Снять кино. Набить татуировку

17 апреля в российский кинопрокат выходит картина Ксавье Долана «Том на Ферме». Этот фильм уже однажды показывали в Санкт-Петербуге в рамках международного ЛГБТ-кинофестиваля «Бок о Бок». Тогда организаторам пришлось серьезно похлопотать о том, чтобы сеанс не был сорван противниками ЛГБТ-искусства, показ даже пришлось перенести из большого кинотеатра в полуподвальный клуб.

Ксавье Долан — культовый персонаж среди современной продвинутой молодёжи. Он — открытый гей, однако многие из его поклонников не относятся даже к разряду сочувствующих ЛГБТ-сообществу.

Ксавье Долан — гениальный мальчик из Квебека, который в шестнадцать лет написал автобиографичный сценарий о переживаниях подростка гомосексуала, в двадцать — представил в Каннах фильм с провокационным названием «Я убил свою маму». Уже тогда в 2009-ом, Ксавье обрел популярность не только в профессиональных кругах, но и среди широкого зрителя.

Казалось бы, его история довольно прозаична — в двухтысячных тема толерантности к сексуальным меньшинствам, как и тема гомофобии едва ли не официально считалась самой благодатной для того, чтобы гарантированно вызвать общественный интерес. Впрочем, в этом бизнесе существует множество других тем для спекуляции, и уже после второго фильма Долана, стало понятно — тема выбрана не из-за конъюнктуры.

Ксавье снимает о том, что знает сам, но не для узкого круга тематического сообщества, а для всех. Возраст его персонажей, как и драматизм их жизненных обстоятельств, увеличиваются от фильма к фильму, несколько опережая возраст самого режиссера.

Долан работает быстро — выпускает по картине в год на радость поклонникам. Съемочный процесс укладывается в рекордные сроки: «Воображаемую любовь» сняли за месяц, «Том на ферме» снят за семнадцать дней. Те, кто посмотрит фильм, смогут убедиться, что столь сжатый срок съемок никак не повлиял на качество картины. Это продуманная до мелочей, эстетически выверенная, чисто выполненная работа. 

Долан — трудоголик и перфекционист, он всегда полностью уверен в результатах своей творческой деятельности и считает логическим продолжением работы над фильмом не только постпродакшн, но и всю пиар-компанию. Он  — настоящий фанат своего дела и пытается контролировать все до мелочей, а в качестве знака верности своему творчеству Ксавье набивает татуировки, символизирующие его фильмы.

Ксавье так же проявляет редкую верность выбранной им теме.  

Четыре из четырех его фильмов посвящены теме невозможности любви. Любовь бывает невозможной в разных смыслах этого слова и по самым разным причинам.

 

Я убил свою маму

 

В дебютном фильме юноша обнаруживает свою гомосексуальность, совершает «каминаут» и выясняет отношения со своей мамой — горячо им любимой и одновременно ненавистной ему. Здесь «невозможность» кроется в отношениях ребёнка и матери, двух самых родных людей, предъявляющих друг другу самые серьезные претензии.

 

Воображаемая любовь

 

В фильме «Воображаемая любовь» проблема «невозможности» вынесена в заглавие. По сюжету, двое лучших друзей — эстетствующие двадцатипятилетние парень и девушка делят на двоих одну тайну: оба мечтают о любви их нового знакомого — кудрявого «столь непринужденно естественного» юноши. Влюбленность и азарт соперничества погружает их в мир фантазий о любви, которые не могут длиться бесконечно.

 

И все же Лоранс

 

В «И всё же Лоранс» — тема раскрывается с другой стороны. Завязка фильма происходит в тот момент, когда взрослый и благополучный преподаватель литературы решает признаться своей возлюбленной, что он давно собирается поменять пол, однако, это совершенно не значит, что он ее больше не любит. Главный герой фильма — транссексуал, но это кино не об ущемлении его прав, а скорее о той ситуации, в которой оказалась любящая его женщина, и о расширении самого определения понятия «любовь». 

 

Том на ферме

 

И вот — в новом фильме «Том на ферме» идеальный драматический конфликт «невозможной любви» усугубляется физической смертью возлюбленного, которая происходит за кадром — ещё до начала фильма.

В основе сценария — канадская театральная пьеса Мишеля Марка Бушара. Оттого и форма фильма непривычно театральна — этакий нарративный триллер, постепенно перерастающий в почти комедию положений. Театральность не была чужда режиссеру и раньше, но в данном случае условность (более свойственная театральному искусству) соединяется с той реалистичностью, которая может быть только в кино. Сюжет фильма строится на том, что главный герой (в исполнении самого Долана) вынужден разыгрывать целый спектакль перед матерью своего покойного любовника. А все для того, чтоб уберечь ее от ненужной травмирующей информации… а именно от того, о чем молодой герой Ксавье Долан пытался докричаться до матери в своем дебютном фильме.

 

Твиттер Долана

 

Фейсбук Долана

 

Инстаграм Долана

 

Тумблер Долана

 

 

 

Анастасия Мордвинова


Метки

ЧтениеКиноСтатьикино долан том на ферме люболь премьера франция

78124