Майкл Китон: долгий путь от Бэтмена до Бердмэна

Майклу Китону не в новинку играть супергероя. Если кто не в курсе, Майкл дважды был Бэтменом в начале 90-х. Неплохим, кстати, Бэтменом. Ему также не привыкать к печальному полузабытому состоянию невостребованного актера. Именно поэтому Китону так удался «Бердмэн».

Первое, что мы видим в «Бердмэне» (новом фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту) — упавшую с небосклона Голливуда звезду по имени Ригган Томпсон (его играет Майкл Китон). Ригган медитирует в гримерке и летает над полом.


 

После этого камера оператора уже не будет вести себя столь безмятежно вплоть до последних десяти минут фильма.


 

Подавляющее большинство уморительных, прекрасных и двигающих сюжет сцен будут проходить вне стен нью-йоркского St James Theatre, где Ригган Томпсон попытается реанимировать собственную карьеру.

Нечто подобное мы видели в триллере Хичкока «Веревка» 1948 года, но, при общем сходстве художественных и драматургических приемов, «Бердмэн» иной. Иньяррито удалось создать высокое искусство: живое, непредсказуемое, легкое, как ветер, и при этом логически завершенное до ощущения фатализма. Пока фильм идет, от него невозможно оторваться. Сложно не повторять в голове, как мантру: «О Боже, неужели такое и правда сняли!» В хорошем смысле, конечно же.


 

Тем не менее, «Бердмэн» — не просто искусное зрелище. Это практически кривое зеркало судьбы главного героя, который когда-то снимался в двух мега кассовых фильмах Тима Бертона о «Бэтмене», а потом покинул франшизу. Китон устал сниматься в глуповатых подростковых фильмах, и пусть поклонники не обижаются.

Ригган — центральная фигура в кино: двадцать лет назад он ушел из популярной супергеройской франшизы «Бердмэн», но армия поклонников за ним, увы, не последовала. Теперь единственное, что может спасти его эго — поставить и сыграть на Бродвее пьесу по рассказу Раймонда Карвера. Собственно, поэтому мы и встречаем его медитирующим в гримерке.


 

Шоу пробивается сквозь жесткие передряги, и вплоть до вечера премьеры реальность автора не балует. Да и рассказ он выбрал весьма странный: гигантские механические вороны гнездятся на небоскребах, а военно-воздушные силы пытаются спасти бродвейскую публику.

Психику Риггана расшатала постоянная жажда славы и успеха, и ключевой момент в самоосознании происходит, когда он слышит слова театрального критика, разгромившего его пьесу на предварительном просмотре: «Вы не актер, вы звезда». Исчерпывающий диагноз.


 

Китон показал лучшую игру в своей карьере. Он собрал весь свой комедийный талант, который мы могли увидеть в старых фильмах вроде «Битлджус», весь жизненный опыт, когда слава обходила его стороной, и выплеснул это на экран. К слову, напарники ему помогали изо всех сил: Эдвард Нортон превосходно сыграл бывшего товарища по экрану; Зак Галифианакис чудесен в образе продюсера Риггана; Эма Стоун великолепна от мимики до голоса.

«Бердмэн» — это захватывающий, смешной и одновременно глубоко печальный фильм об изнанке мира кинематографа. 


Метки

КиноСтатьи2015birdmanReviewмайкл китонновый фильмнортовобзорревьюэмма стоун

14860

Рекомендации