8 фильмов от осенней хандры

Осень – время долгих вечеров и плохого настроения. «Модный Петербург» выбрал восемь малоизвестных фильмов, которые, если и не вдохновят вас на великие свершения, то хотя бы поднимут настроение и украсят скучный вечер.

«Дни жатвы»

Реж: Терренс Маллик, 1978

В ролях: Ричард Гир, Брук Адамс, Сэм Шепард

 

В Америке его называют «Сэлинджером от мира кино». Нелюдимый гений, он не дает интервью и не бывает на церемониях вручения кинопремий. Работает только с лучшими актерами и оператором-виртуозом. Кто-то восхищается его фильмами, кто-то поносит последними словами и почти никто их не понимает. Но так было не всегда. Давным-давно Терренс Малик снимал кино, а не философские кинотрактаты.

Пытаться передать величие этой картины в одном абзаце – занятие несусветно пошлое. Фильм, в основу сюжета которого легла библейская история, сам в итоге превратился в некое подобие мифа. Лучше всего о картине говорят признания прославленных авторов –  от Дэвида Финчера до Сергея Бодрова. Последний называет «Дни жатвы» своим учебником и регулярно пересматривает. Наконец, если когда-то вы брались за «Древо жизни» с Брэдом Питтом и, как и все, ничего не поняли, то посмотрите «Дни жатвы». Этот фильм отвечает на вопрос, почему Терренса Малика считают одним из главных режиссеров современности.

 

«Империя солнца»

Реж: Стивен Спилберг, 1987

В ролях: Кристиан Бэйл, Джон Малкович

 

Великий режиссер Стивен Спилберг известен нам в первую очередь такими культовыми картинами, как «Список Шиндлера», «Индиана Джонс» и «Парк Юрского Периода», Но, как это часто бывает с особенно плодовитыми мастерами, в его фильмографии есть один несправедливо забытый шедевр.

В 1987 Спилберг снял довольно нетипичную для себя тогдашнего военную драму, которая, несмотря на принадлежность к столь серьезному жанру, является очень светлым фильмом. Картина рассказывает о скитаниях юного англичанина, волей судьбы оторванного от родителей в начале Второй Мировой войны. Как и положено, к концу войны мальчонка предстает заматеревшим подростком. Но это кино не только о вынужденном взрослении и крахе детских иллюзий. Сталкивая сказочный мир фантазии и жестокий мир реальности,  Спилберг утверждает, что даже на войне нельзя терять главного – силы духа и простого человеческого достоинства.

Современный зритель увидит на экране знакомое лицо и не ошибется. Не по годам зрелая игра 12-летнего Кристиана Бэйла добавляет картине очарования. Наконец, это виртуозно сделанное в плане кинематографического мастерства картина, которая напрашивается на избитый штамп – так уже давно никто не снимает. В том числе и сам Спилберг. 

 

«Жизнь как чудо»

Реж: Эмир Кустурица, 2004

 

В 2004 году Эмир Кустурица выпустил свою последнюю по-настоящему большую работу. В ней он собрал все самое лучшее из своих предыдущих фильмов. Может быть, поэтому критики обвинили прославленного режиссера в самоповторе, а картину поставили рангом ниже других шедевров –  «Черной кошки, белого кота», «Аризонской мечты» и «Андеграунда». Но если искать в творчестве Кустурицы самую жизнеутверждающую картину, то лучше этого “обласканного” критиками фильма не найти.

В «Жизни..» Кустурица смешивает излюбленные ингредиенты – людей и животных, войну и мир, рождение и смерть, радость и печаль – и готовит из этого сочный, пряный, гурманский мир неподдельной красоты. Эта трагикомедия несет в себе такой заряд оптимизма и неуемной энергии, что даже самые закоренелые скептики на два с половиной часа поверят в то, что жизнь – это праздник, жизнь – это чудо.

 

«Станционный смотритель»

Реж: Том МакКарти, 2003

В ролях: Питер Динклейдж, Патришия Кларксон,

Бобби Каннавале

 

В далеком 2003 году, когда на телеэкранах еще не зазеленели луга Вестероса, а Джордж Мартин лениво отмахивался от предложений боссов HBO, независимый режиссер Том МакКарти предложил своему приятелю Питеру Динклейджу главную роль в своей новой картине. Актер, игравший тогда по большей части гномов и лепреконов в редких театральных постановках, согласился не раздумывая. Выдав лучшую роль в карьере, он, тем самым, предопределил выбор HBO на ключевую роль в своем самом главном шоу задолго до его появления.

Проще всего назвать «Станционного смотрителя» драмой о тяжелой доле маленьких людей, но это будет поверхностно. То есть, жизнь карлика – и правда не сахар. Обычные люди над ним насмехаются, пристают с неудобными вопросами, а хуже того, фамильярничают или же вовсе открыто сопереживают. Но режиссер Том МакКарти задвигает уроки толерантности на второй план, сосредоточиваясь на вечном – одиночестве, дружбе, любви, то бишь на жизни. Точнее, 80-минутной зарисовке из жизни. Ироничной, неторопливой, созерцательной с послевкусием легкости бытия.

 

«Это очень забавная история»

Реж: Анна Боден, Райан Флек, 2010

В ролях: Эмма Робертс, Зак Галифианакис,

Кейр Гилкрист

 

“Ты гениальный, умный, талантливый.  У тебя есть семья, которая тебя любит. Знаешь, что бы я сделал, будь хоть один день на твоем месте? Я бы… Я бы столько сделал! Я бы… не знаю… хотя бы просто жил. Жил!”,

- говорит герой Зака Галифианакиса своему суицидально настроенному приятелю Крейгу.

«Эту очень забавную историю» так и хочется назвать экзистенциальной подростковой драмой, но на самом деле – это по-хорошему незамысловатое кино от симпатичного творческого дуэта Анны Боден и Райана Флека. Картину вряд ли можно было бы выделить среди сотен похожих, если бы не живые диалоги и располагающие к себе актеры.

 

«Джерри Магуайер»

Реж: Кэмерон Кроу, 1996

В ролях: Том Круз, Рене Зеллвегер, Кьба Гудинг-мл.

 

Американского режиссера Кэмерона Кроу, автора «Ванильного неба», все любят. Актеры, потому что он предлагает им роли красивых и влюбленных молодых людей. Продюсеры, потому что его фильмы приносят большую прибыль. Зрители, потому что в своих фильмах он рассказывает приятные и понятные всем истории любви. Что до критиков, то они уверены – лучшие фильмы этого, безусловно, талантливого режиссера пришлись на конец 90-х. А единственным фильмом Кроу, который смог покорить и тех и других, стал «Джерри Магуайер» –  трогательная история любви молодого преуспевающего яппи и наивной матери-одиночки. При всем уважении к Кроу, успехом своей картины он обязан удивительно органичному дуэту Тома Круза и Рене Зеллвегер. Первый уже давно не примеряет серьезных ролей, вторая не снимается вовсе, а Кроу выпустил в этом году свой худший фильм. Не самый ли подходящий момент для знакомства с Джерри Магуайером?

 

«Лучше не бывает»

Реж: Джеймс Л. Брукс, 1997

В ролях: Джек Николсон, Хелен Хант, Грег Киннер

 

Кто лучше всех играет психопатов и сумасшедших? Правильно, Джек Николсон. На его счету оскароносный МакМёрфи из «Пролетая над гнездом кукушки», шутовской Джокер из бёртоновского «Бэтмена», умалишенный Джек Торренс из «Сияния» Кубрика и психотерапевт-самозванец из «Управления гневом» с Адамом Сэндлером. За исключением последнего, сплошь замечательные фильмы и выдающиеся роли, на фоне которых меркнет гораздо менее известная картина «Лучше не бывает». А ведь роль в этом фильме принесла Николсону еще одну золотую статуэтку.

В картине Джеймса Л. Брукса он играет неуравновешенного и эксцентричного писателя, который вечно попадает в комичные истории. Благодаря виртуозной игре Николсона, довольно плоский персонаж превращается в мятущегося героя, а сам фильм из заявленной мелодрамы трансформируется в сильную трагикомедию.

 

«О, где же ты, брат?»

Реж: Итан и Джоэл Коэны, 2000

В ролях: Джордж Клуни, Джон Туртурро,

Джон Гудман

 

Первым в списке сценаристов фильма значится имя Гомера. Лишь затем следуют Итан и Джоэл Коэны. На самом деле, это лишь прихоть заслуженных авторов, которые довольно избирательно подошли к заимствованию из «Одиссеи». Здесь встречается и слепой предсказатель, и циклоп в исполнении Джона Гудмана, сирены и множество других более или менее очевидных аллюзий из гомеровской поэмы. При этом герой Джорджа Клуни гораздо ближе к коэновскому Чуваку из «Большого Лебовски», нежели к гомеровскому Улиссу. Эверетт, как и его коллеги по несчастью – типичные неудачники. В этом фильме братья Коэн взяли за основу приключения Одиссея, аккуратно вплели их в реалии эпохи Великой депрессии, намешали еще с десяток крупных и мелких культурных отсылок и сняли свой самый веселый и светлый фильм.


Метки

Чтениекиноосеньфильм

21444