Первомай: Советский Союз — это что-то большое, старое и красное

1 мая в свободных и светлых залах арт-пространства «Freedom» прошел Майский Фестиваль Советской Культуры. Удивительно, но он вместил практически все, с чем у нас ассоциируется СССР. То есть вообще все, включая еду, моду, искусство, быт и еще много чего, но все по порядку.

Если для вас Советский Союз — это что-то большое, старое и красное, то вы, скорее всего, были на фестивале от начала до конца. Тем более, что заняться было чем, а превосходно переданная атмосфера и стиль эпохи — одна из главных заслуг организаторов фестиваля.

Все советское сегодня становится модным под влиянием понятных факторов: времени, культурного развития, политики нашей страны. Обратите, например, внимание на автоматы с газировкой, оформленные в советском стиле, которые стоят почти во всех гипермаркетах. Только не пейте ее: все время не доливают сиропа, и получается невкусно. Обратите внимание на советские игровые автоматы, которые клепают в виде iOS-приложений и игр на mail.ru. Загляните в музей советских игровых автоматов, который находится слева от клуба CIRCUS на Конюшенной площади. Хотя нет, лучше идите в CIRCUS, а в игровые автоматы играйте на фестивалях, благо музей представляет их регулярно. Не обошел он вниманием и Майский Фестиваль: в «Морской Бой» играли столько детей, что очередь выходила на лестницу. Дети толкались, стараясь поскорее пробраться на капитанский мостик, а родители умилялись и вспоминали детство.


 

Детство для многих — именно советское детство, поэтому не показать своему ребенку советский телевизор, открытку и не прочитать Маяковского — почти кощунство и неуважение к истории.

 

Именно поэтому на фестивале мы наблюдали много семей с детьми, что не могло не обрадовать организаторов, а нас не приколоть.

Виниловый фримаркет работал не менее активно, чем «Морской Бой»: любой желающий мог принести свою советскую, и не очень, пластинку и поменять ее на другую, что с успехом все и делали. Мы начали копаться в ворохе пластинок и искать наш любимый Zodiac (не Сюткина же слушать), но найти не смогли, в первые минуты фестиваля его утащил какой-то диссидент: мы видели убегающего по лестнице человека, отвечаем.

Рассматривая советские пылесосы, телевизоры и радио, даже мы начали ностальгировать, вспоминая глубокое детство и каналы на ТВ, которые настраиваются колесиком. Один из экспонатов пару-тройку лет назад автор вынес на помойку вместе с памятью о том времени, когда не было SmartTV.

Дети с мамочками весь день лепили папье-маше, отливали оловянных солдатиков и собирали калейдоскопы — все под чутким руководством ведущих. А еще смотрели мультфильмы про космос и по нескольку раз бегали в мобильный планетарий. Он нес просветительскую функцию, а изображение было размазано-пиксельным и довольно скучным, поэтому мы туда не пошли, а только заглянули.

Духовой ансамбль Brass-Time не очень красиво играл советские песни. Хотя, может, мы просто не любим советские песни, да и акустика для духового ансамбля была не подходящей. То ли дело, когда на сцену вышел Борис Драгилев и стал читать Маяковского, Хармса и Зощенко: он за секунду покорил всю публику и не отпускал до конца. Это действительно было круто, учитывая, что нам не очень нравится, когда читают стихи вслух.
 

Пока Драгилев читал «Стихи о Советском паспорте», мы наблюдали, как некоторые слушатели немного подергивали пальцами (это когда Маяковский перечисляет паспорта разных стран и реакции на них) и проговаривали слова, слегка выпучив глаза от патриотизма (когда из широких штанин поэт достает, сами знаете что).

 

Как мы поняли, все не прочь и назад вернуться по ленте времени, сами знаем: детство — это место, куда порой очень хочется. Но ведь недаром туда нельзя вернуться…

Один из залов местного кафе киностудия «Лендок» забаррикадировала диванами, матрасами, подушками и стульями и снимала за этой баррикадой документальный фильм о советской музыке, в котором ваш покорный слуга дал большое и развернутое интервью.

Лекции о советской эстраде и советской кухне показались нам достаточно заурядными (и то, и другое все знают не понаслышке), в отличие от лекции «Советская свадьба», которую прочла неподражаемая Мэган Виртанен: с первых секунд выступления стало понятно, что это кульминация фестиваля. Тема была разобрана досконально, с глубокой ретроспективой и вниманием к мелочам, щедро приправлена тонким юмором и удивительным обаянием спикера.

Выставка гитар, открыток и плакатов взбудоражила приятные воспоминания публики — все умилялись, то и дело слышались возгласы «Я помню..», «А помнишь…» и т.п. Плакаты, несмотря на то, что все они регулярно гуляют по сети, привлекали внимание самой разной аудитории. Их покупали и в офис повесить, и на кухню: сейчас ведь нет мотивирующих плакатов, кроме скучной социалки: от них как-то враз избавились, как от агит-пропаганды, но не учли всеобщую любовь к ним.

 

Была даже тату-студия на выезде, где один парень сделал тату, только, к сожалению, не на советскую тематику. Мы спросили, насколько вероятно, что кто-нибудь еще решится на спонтанную татуировку, на что вразумительного ответа не получили. Полистав журнал с эскизами, которые предлагает Tattooless, все сразу стало понятно: ребята ориентируются на клиентов с улицы и тату-фестивали, о чем говорит простота эскизов и некая «разовость» работ.

Магазин Modenskaya выставил свои удивительные бабочки самых разнообразных расцветок, среди которых были и довольно психоделичные.
 

Модно ли носить сегодня бабочки? Сложный вопрос, учитывая, что это не очень удобно.

 

Так же в рамках фестиваля представил свою продукцию магазин модной одежды с петербургской тематикой Manufactory 812. Футболки, толстовки и свитшоты с символикой нашего города пользовались популярностью. Мы спросили у представителей бренда, каким образом связана петербургская тема с советской культурой.
 

«Напрямую наша продукция, конечно же, с СССР не связана. Другое дело, мы все понимаем, что символика и культура нашего города также подверглись влиянию Советского Союза.

 

Равно как и мы с вами — и создатели этого магазина, и дизайнеры, которые работали над брендом. Выходит, мы просто не могли пропустить этот фестиваль. Заходите к нам в магазин, он открыт ежедневно на Большой Морской, 14. Там гораздо больше, чем мы представили здесь».

Мы попробовали шоколад ручной работы от Chopino Smart Chocolate: очень вкусно, и оформлено модно. Классный шоколад. Его там все ели, правда, очень жаль, что на советский не похож. Советских конфет и их подобий Chopino не представили.

Прямо напротив шоколадной лавочки все пили вкусный чай, а наливали его девушки из «Чайна–Мурлычная» — амбициозный петербургский проект с несколько эзотерической тематикой и индийско-тибетской атмосферой. Что, собственно, не удивительно для чайной. Рекламная компания сделала свое дело: чай — это спокойствие, гармония, это медитация, Будда и Гималаи. А еще чай можно кипятить, как делают зэки.

Бренд MooN — кожаные клачи ручной работы. Мы не совсем поняли, какое отношение имеет эта продукция к Советскому Союзу, но обаяние девушки, представлявшей MooN, не позволило нам спросить. 

И вот какие мысли пришли к нам в голову: а вдруг это не совсем фестиваль советской культуры, а просто туса, где все молодые и маленькие петербургские бренды выставляют свою продукцию? Но мы эту мысль сразу прогнали, как только увидели следующий стенд.

Это магазин Croy, представляющий одежду, которая с их (и не только) точки зрения выглядит, как советская. Юбка в клетку и горох, гольфы и чехословацкий трикотаж — все это было на прилавке. Рядом с Croy был стенд с проектом «Спасибо!», там торговали всякими приятными мелочами.

Огромное количество мелких закусок, чая, кофе и советской кухни имело успех у публики. 
 

Но что это вообще такое — советская кухня? Колбасный сыр? Сосисочки с картошкой? Пельмешки со сметанкой? Селедочка под шубой? Бутербродики с килькой? Компотик? Дело тут, скорее всего, вовсе не в еде, а в ее подаче.

 

Советская кухня — не все вышеперечисленное, а очереди за всем этим в магазинах и порционность подачи всего этого в столовых. Очень бы не хотелось, чтоб в одночасье русская кухня оказалась советской. Водка со шпротами — просто супер, лично автор повторил этот сет около пятнадцати раз, а вот более серьезные блюда есть не стал, так как не испытывает особенного восторга от того, от чего двадцать лет все настойчиво пытались избавиться, и то до конца не получилось.

Мысли о неудачных попытках избавиться от чего-то там, о том, что мы куда-то там снова катимся и прочие думы грустных людей немного омрачили мероприятие. Мы спросили у организаторов, разделяют ли они подобные настроения и что вообще по поводу «советской весны» думают.

Ответ был такой: «Никакой политики. Наш фестиваль является сугубо культурным проектом и не имеет никакой политической подоплеки. А по поводу сегодняшней ситуации в стране — все очень печально».

Но это только для нас так. Люди уходили в восторге, счастливые и воодушевленные. Фестиваль всем понравился и запомнился, а те, кто остались недовольными — те просто ничего не поняли.

 

Валентин Зубков

Руслан Бабаев


Метки

ЧтениеГородСтатьиобзорпервомайраша тудейсоветскостьспбтусовкафестиваль

12580